
Мемориальную доску в честь экипажа БО-224 открыли 30 октября. Нина Бороздина на фото – с портретом Гурия Гурьянова.
Фото: предоставлены Ниной Бороздиной
33 моряка
Череповчанка Нина Алексеевна Бороздина - председатель совета общественного движения «Патриоты Вологодчины», кандидат исторических наук. Она давно изучает историю Соловецкой школы юнг; написала книгу об уроженцах Череповца и в целом Вологодчины, которые, отучившись в этой школе, защищали Родину во время Великой Отечественной войны. Среди выпускников – Гурий Гурьевич Гурьянов (его часто называли «Гуся Гурьянов»). Он, вместе со всем экипажем БО-224, погиб 2 марта 1945 года, не дожив чуть больше двух месяцев до Победы и чуть больше одного месяца до совершеннолетия – 14 апреля ему исполнилось бы 18 лет, но он навсегда остался 17-летним.
БО-224 обнаружили на дне Баренцева моря в 2016 году. Нина Алексеевна сразу загорелась идеей установления мемориальной доски в честь экипажа. Вышла на связь с командованием Северного флота и рассказала о своей идее. Еще раньше, работая с архивами, она восстановила карточки (имена и другие данные) всех 33 погибших моряков, даже познакомилась с родственниками некоторых из них. Например, с внучатой племянницей (внучкой старшего брата) Василия Куликовича Миронова, старшины второй статьи, радиотелеграфиста. Сам Василий Куликович был из Бурятии, его внучатая племянница сейчас живет в Улан-Удэ.
Долгое время Нина Алексеевна регулярно звонила в политуправление Северного флота (даже сделала эскиз доски и послала им), там обычно отвечали, что вопрос либо решат, либо уже решают, но особого прогресса не наблюдалось. А потом еще и началась пандемия коронавируса.
Но однажды Нине Алексеевне позвонили и сказали, что с ней хочет поговорить один человек. Человек оказался депутатом, фамилии которого она сейчас не помнит, да и не очень-то стремится вспоминать. Депутат заявил: на предложение об установке доски вынуждены ответить отказом, поскольку решено сделать общий памятник всем погибшим в Великой Отечественной войне морякам (видимо, имелись в виду либо моряки Северного флота, либо моряки, выходившие в море из Полярного) и мемориальная доска экипажу БО-224 в концепцию не вписывается. Нина Алексеевна предложила установить доску не рядом с памятником, а в другом месте, но тоже получила отказ. Правда, ей предложили стать членом комиссии, которая работала бы над установкой памятника.
- Я говорю: «Зачем? Быть свадебным генералом? Если бы я была там – другое дело, но я-то здесь, за сотни километров от Полярного, какой от меня будет толк?» - вспоминает Нина Алексеевна. – Я сказала: «Нет», мне сказали: «Ну ладно, Нина Алексеевна, до свидания».

Так выглядит сама доска. От идеи ее создания до непосредственно открытия прошло девять лет.
«Вам надо в Мурманск»
Но недооценили мурманские депутаты упрямство череповецкого историка. От мысли о мемориальной доске Нина Алексеевна не отказалась и продолжала обращаться во все возможные инстанции, на разных уровнях, и в Вологодской области, и в Мурманской (в частности, наладила взаимодействие с мурманским отделением Общероссийского народного фронта). Осенью прошлого года она побывала на приеме у Вадима Германова, который был тогда мэром нашего города; причем даже не по этому вопросу, но в процессе общения разговор зашел и о доске в Полярном.
- Он говорит: «Нина Алексеевна, так вам надо в Мурманск». - «Я с удовольствием бы». Он тут же поднимает трубку, быстро с кем-то договаривается, спрашивает меня, в какие дни я могу поехать, я отвечаю: «В любые», и в итоге: «Нина Алексеевна, билет на самолет в Мурманск заказан, решайте там на месте».
На месте неоценимую помощь оказал глава регионального исполкома ОНФ в Мурманской области Максим Сахневич. Он и его заместитель оставались на связи с Ниной Алексеевной и после возвращения череповчанки домой.
Когда в 2024-м объявили старт приема вопросов на прямую линию с президентом, Нина Алексеевна написала и туда. Ее обращение попало к губернатору Мурманской области, и вскоре Нине Алексеевне позвонили из его приемной. Проработкой вопроса занялся комитет молодежной политики Мурманской области (главным образом через заместителя начальника отдела молодежной политики и развития молодежных движений Максима Брилина). Все лето 2025 года решались те или иные вопросы, в том числе с эскизом доски (за основу взяли эскиз нашей собеседницы). Наконец решение об установке было принято и назначена дата – 30 октября; к слову, это День основания Военно-морского флота России.
Сидела с двумя телефонами
Встал вопрос о том, как череповчанам принять участие в церемонии. На помощь пришел епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий – он безвозмездно предоставил микроавтобус. Генеральный директор Череповецкого порта Максим Новаченко тоже оказал помощь.
Кроме самой Нины Алексеевны в череповецкой делегации были еще три человека из «Патриотов Вологодчины» - Галина Алексеевна Родина, Вера Витальевна Сенько, Юлия Степановна Крутцова, а также председатель Морского собрания Череповца Александр Васильевич Махотин и его заместитель Анатолий Николаевич Юдин.
Без приключений – если такое слово тут уместно – не обошлось. Практически накануне поездки заболел один водитель микроавтобуса, а у второго заболела жена. Пришлось искать новых водителей. Проблема еще в том, что Полярный – закрытый город, и для оформления пропусков были заранее отправлены паспортные данные водителей, а данные новых, экстренно найденных, водителей отправить не успели, вернее, уже не было времени на проверку и оформление новых пропусков. Так что 29 октября, выехав в пять утра, череповчане к вечеру добрались до Мурманска, где переночевали в гостинице, а утром их повез в Полярный другой автобус, который удалось «добыть» благодаря комитету молодежной политики Мурманской области.
- Все это решалось чуть ли не день в день, - отмечает Нина Алексеевна. – Я буквально сидела сразу с двумя телефонами, отвечая на одни звонки и делая другие. Я так переживала, что ничего не получится, что я, после стольких усилий, не смогу довести дело до конца. Но, к счастью, все закончилось благополучно.
На церемонии открытия (в которой принимали участие и представители флота, и представители руководства Мурманской области, и общественники) Нина Алексеевна стояла с портретом Гурия Гурьянова. После официальной части к ней многие подходили и удивлением спрашивали: «Вы что, из-за одного человека приехали?»
- Я отвечала: «Да, из-за одного приехали». И это нужно, потому что действительно должно быть так: никто не забыт и ничто не забыто.
После открытия мемориальной доски череповчане поднялись на борт корабля, откуда спустили на воду привезенный ими из нашего города венок (непосредственно «спуском» занимались военные). Затем их пригласили пообщаться в кают-компанию, а после отвезли в местный краеведческий музей.
Кроме того, череповчане смогли посмотреть некоторые достопримечательности Мурманска, прежде чем отправиться домой.
- Вообще, получилось просто удивительно, - резюмирует Нина Алексеевна, - хотя были моменты, когда ничего не получалось. Но слава богу, все сложилось и сложилось очень хорошо.
От Феодосии до Череповца
В этом месяце не без участия нашей собеседницы появилась мемориальная доска в честь Николая Феодосьевича Астахова (1927 – 2020 гг.), уроженца села Шуйское Вологодской области. Он 31 год прослужил на флоте, включая время Великой Отечественной войны. Доска установлена на доме, где он жил, в Феодосии (в местную мэрию Нина Алексеевна обратилась этим летом, когда приезжала в Феодосию отдыхать). А на 11 декабря намечено открытие музея, посвященного водолазу Нине Васильевне Соколовой, в череповецкой школе № 25. Участие в открытии примет дочь Нины Соколовой - Марина Александровна Лабецкая, она приедет из Санкт-Петербурга.
Елена Бжания