16+

Пить стали больше или меньше в Вологодской области

Цифры, которые приводят областные власти, не бьются с федеральной статистикой
сегодня


Руководство Вологодской области попыталось опровергнуть данные Федеральной службы статистики, из которых видно, что объемы потребления спиртного в регионе идут вразрез с общероссийским трендом на снижение. Попробуем разобраться.

Суть конфликта
Для начала напомним, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), в ноябре на одного человека в стране показатель потребления алкоголя вновь снизился и составил 7,63 литра (в пересчете на чистый спирт). А вот на Вологодчине кривая уверенно ползет вверх. На душу населения объем потребления вырос с 9,56 литра в январе до 9,84 литра в ноябре. И это при том, что с 1 марта 2025 года в регионе действуют ограничения на продажу алкоголя.

Губернатор Георгий Филимонов не согласился с приведенными выше данными и разместил на своих ресурсах в соцсетях информацию следующего содержания: по данным ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы), потребление алкоголя в Вологодской области в текущем году сократилось на 1,24 литра на человека. Если в прошлом году в пересчете на безвод-ный спирт потребление составило 8,81 литра на человека, то за аналогичный период этого года — 7,57 литра. Кроме того, по данным губернатора, объем продаж алкоголя в регионе также существенно снизился — за январь — ноябрь 2025 года на 18,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

ЕМИСС или ЕГАИС?
Так увеличилось потребление алкоголя в Вологодской области или сократилось? На этот вопрос в своем телеграм-канале отвечает депутат Госдумы РФ Алексей Канаев: «К сожалению, увеличилось».

Почему же тогда данные в системе Алкоголь-ЕГАИС, которыми оперируют областные чиновники, другие? По словам парламентария, они (эти данные) не другие, а просто неполные.

Из ответа Федеральной службы по контролю за алкогольными и табачными рынками, ранее направленного в адрес Алексея Канаева, следует, что учет продаж по акцизным маркам — на этот момент надо обратить особое внимание — не включает в себя продажу пива, пивных напитков, а также алкогольной продукции, что реализуется при розничной продаже в общепите.

«А где это продается? — задает вопрос депутат и сам же далее отвечает. — Правильно, в тех самых «наливайках», что плодятся, словно грибы после дождя. И которые работают в формате 24/7 «с мокрой спиной»».

А где же отражают продажи алкоголя в общепите, а также пива? В Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).

«Ответственным за сбор исходных данных для нее распоряжением правительства России назначена… Да, вы не ошиблись — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, что курирует и Алкоголь-ЕГАИС. Потому что, помимо акцизных марок в магазинах, он видит и другие группы продаж/потребления зеленого змия. В том числе в Вологодской области. Где, в отличие от страны в целом, потребление алкоголя не снижается, а стабильно растет последние месяцы. И графики объективного контроля ЕМИСС, подготовленные Минздравом на основе данных Росалкогольрегули-рования, говорят об этом лучше всяких слов», — резюмирует Алексей Канаев.

В чем отличие?
ЕГАИС и ЕМИСС — это две государственные информационные системы с разными целями и принципами работы. Проще всего их отличие можно понять по следующей аналогии: ЕГАИС — это оперативный контрольный журнал для каждой бутылки, а ЕМИСС — публичный статистический отчет для общества.

Главная цель ЕГАИС — контроль и противодействие незаконному обороту алкоголя, табака и другой подакцизной продукции (например, обуви и изделий из меха).

Принцип работы: сквозной учет в реальном времени. Система отслеживает движение каждой единицы продукции (по бутылке, пачке) от производителя через оптовика до конечной точки продажи (магазина или ресторана). Каждая операция фиксируется онлайн.

В первую очередь это нужно для бизнеса (он обязан в ней работать) и контролирующих органов (Росалкогольтабакконтроль, ФНС). Это рабочий инструмент, который фиксирует конкретные факты: кто, что, кому и когда продал; объемы в литрах и штуках.

Главная же задача ЕМИСС — публикация официальной статистики для информирования общества, анализа и принятия решений. Это открытый портал с данными, которыми могут пользоваться граждане, аналитики, бизнес, журналисты, депутаты и т. д.

Система собирает уже обработанные и обезличенные данные из разных ведомств (включая ЕГАИС) и представляет их в виде таблиц, графиков и отчетов.

Как связаны ЕГАИС и ЕМИСС
Связь между ними прямая, и она как раз описана в письме депутату Алексею Канаеву. Вот как это работает: бизнес продает алкоголь и фиксирует каждую операцию в ЕГАИС; затем Росалкогольтабакконтроль на основе миллионов этих операций в ЕГАИС агрегирует данные, обезличивает их и рассчитывает сводные показатели (например, общий объем продаж по регионам); как итог эти сводные показатели (статистика) публикуются для всех в ЕМИСС.

Илья Драницин
Читайте также