16+

Аршиновы: в браке 65 лет

5 июля



У четы Аршиновых, Николая Петровича и Людмилы Ксенофонтовны, две дочери, четверо внуков и десять правнуков. По праздникам большая дружная семья собирается за общим столом. Им есть о чем поговорить, чем поделиться, о чем вспомнить.

Отца заменил дедушка
— Отца своего, Петра Ивановича, я не помню. В 1941 году он ушел на фронт, когда мне было 2,5 года. Из детских воспоминаний только то, что он держал меня на руках на призывном пункте. Провожали его из школы № 1, которая раньше располагалась в здании на Советском проспекте, — говорит «Речи» Николай Аршинов. — Отец погиб под Великими Луками. По той информации, которую мы нашли, он был пулеметчиком. При команде отступать он прикрывал боевых товарищей до последнего. Фашисты сожгли его в окопе огнеметом. Отца мне заменил дедушка — Григорий Ефимович Орлов. В первый год Великой Отечественной родилась моя сестра Нелли. Отец ее не увидел. Трудное было время.

Вся страна тогда жила под лозунгом: «Все для фронта, все для победы!». Жили бедно, в стране был голод, не отступил он и в первые годы после войны.

Крапиву выскребали до земли
— После окончания войны в 1945 году моя мама, Вера Григорьевна Аршинова, завербовалась в Карело-Финскую ССР. Группа формировалась в Ленинграде, поэтому мы в то время жили на Невском проспекте. Я два раза убегал от мамы, не хотел ехать и прятался в поврежденных трамваях. Милиция меня находила и возвращала маме. В Карело-Финской ССР нам на троих — маме, сестре и мне — дали небольшой деревянный дом. Мама работала на ферме, где выращивали поросят. Рядом с домом стоял подбитый танк, и я через люк в него залезал. Жизнь там оказалась несладкой, и мы всей семьей в 1946 году вернулись в Череповец. Снимали комнату в Заречье. Хлеб получали по карточкам, выдавали их на месяц. Я однажды потерял карточки, и мы на месяц остались без хлеба. Помню, 1947 год был особенно голодным, мне мама давала задание собрать в округе крапиву для супа. А ее уже другие до самой земли всю выскребли.

В деревне у деда с бабушкой
— А потом мы перебрались к бабушке и дедушке в деревню Урывково. Там с едой приходилось полегче: своя корова в хозяйстве, значит, молоко, — вспоминает Николай Петрович.

Как рассказывает наш собеседник, бабушка, Мария Степановна, была верующая, знала все православные праздники, ходила в церковь. Летом до церкви шла босиком, а сапоги несла на плече. У церкви обувалась, заходила, молилась. После службы снова снимала сапоги и шла домой босая. Была большой рукодельницей. Из льна, который выращивали и обрабатывали, пряла нитки, а из ниток ткала на деревянном станке. Варила хорошее пиво из проросшего ячменя. Пекла очень вкусные пироги. Вставала в пять утра, доила корову, готовила еду и уходила в колхоз на работу. Работали в колхозе не за деньги, а за трудодни. Выдавали по несколько граммов зерна за один трудодень. Приходила с работы — трудилась на огороде. А еще хорошо пела.

Дедушка, Григорий Ефимович, родом из деревни Урывково. Был председателем колхоза, который сам же и организовал в 1933 году. Правильный, убежденный советский человек, честный, трудолюбивый и справедливый. По убеждениям из личного хозяйства он сдал в колхоз свою лошадь, двух коров, овец, кур, за что его потом долго корила бабушка.

Колхоз находился на хорошем счету, но в 1950-е годы, с приходом к власти Маленкова (соратник Сталина), был укрупнен, а его председатель Григорий Ефимович оказался не у дел. И пенсию ему тогда назначили несправедливо маленькую — 8 рублей 50 копеек. Максимальная тогда для сельских жителей назначалась в размере 12 рублей 50 копеек. Колхозники возмутились, встали на защиту своего председателя, пенсию ему пересчитали — дали максимальную.

Дед был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Я встретил девушку…
В Макаринской роще квартировала воинская часть, там, где было мазутохранилище. Мазут как запас Минобороны хранился в огромных металлических баках. Такое же хранилище было в Шайме.

— Мама устроилась в эту воинскую часть, работала в котельной, где разогревали и перекачивали мазут на баржи и суда, — рассказывает Николай Аршинов. — В 1955 году нам дали комнату в бараке воинской части. А в конце 1956-го выделили две комнаты в деревянном доме. Все дома в Макаринской роще принадлежали воинской части, в них жили офицеры и прапорщики.

А как же наш герой встретил свою любимую?

— Можно сказать, случайно, в 1957 году в той же Макаринской роще. Наши дома стояли рядом, в пятидесяти метрах. Людмила — дочь офицера, из семьи военных. Ее отец Ксенофонт Григорьевич был в чине майора, воевал, дошел до Берлина, имел боевые награды. Понятно, что они помотались по гарнизонам. В 1953 году обосновались в Череповце. В роще я увидел очень симпатичную девушку, стройную, черноволосую. Там много было хороших девушек — дочерей офицеров, но мне приглянулась именно Людмила. Я был парнем несмелым, мы не сразу стали встречаться.

К белым медведям
В 1957 году Николай был призван в армию, попал в воинскую часть на границе с Норвегией. Как он говорит, в Заполярье, к белым медведям, где полгода ночь и столько же белый день. Кормили усиленно, поскольку там человеку не хватало кислорода до 25 % от нормы.

— Перед отправкой в армию с Людмилой я так и не попрощался. Побоялся, уйду служить, а девушка меня забудет, замуж выйдет, — говорит Николай Петрович.

В 1959 году, отслужив два года, старший сержант Аршинов прибыл в Череповец. Трудоустроился в электроремонтный цех металлургического завода. И они стали с Людмилой встречаться. А в 1960 году поженились.

В семье Аршиновых родились две дочери. Сейчас семья стала большой. У старшей Елены трое детей: сын и две дочери. У младшей Наталии — дочь.

Теперь у четы Аршиновых десять правнуков: 5 девочек и 5 мальчиков. Все живут в достатке, у всех квартиры, машины, дачи.

10 сентября 2025 года исполнится ровно 65 лет золотой супружеской паре Аршиновых.

Работа и учеба
По окончании семи классов Николай, ему было 15 с небольшим, работал учеником слесаря в артели «Металлист» и получил 3-й разряд. В ту пору по организациям и предприятиям ходили представители комитета комсомола и агитировали парней и девушек поступать в школу ФЗО (фабрично-заводское обучение). Городу нужны были квалифицированные слесари, сантехники, маляры, столяры, жестянщики. Николай же, наслушавшись от коллеги в артели рассказов о прекрасной профессии электрика, сказал агитаторам, что пойдет учиться только на электрика.

Так и началась его карьера. В 1954-1955 годах Николай окончил школу ФЗО, отучившись на электрика. По окончании школы был распределен в трест «Севзапэлектромонтаж». Трест был известен на всю страну и, собственно, смонтировал все электрооборудование в цехах металлургического завода. — Я принимал участие в монтаже электрического оборудования доменной печи № 2, аглофабрики и коксовой батареи, — отмечает Николай Петрович.

Родился в День комсомола
Наш герой родился 29 октября 1938 года — в День комсомола. Вероятно, это повлияло на характер. Как говорит Николай, жил под девизом «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым».

Николай на протяжении всей своей жизни работал и учился, поднимая все выше уровень знаний и профессиональных навыков. Учеба в ФЗО, в армии — год партийной школы. Его уговаривали остаться в Вооруженных силах, сделать карьеру офицера, но Николай не захотел. После армии — подготовительные курсы к металлургическому техникуму, окончил его вечернее отделение.

И снова подготовительные курсы, теперь уже на вечернее отделение Северо-западного политехнического института, который окончил в 1972 году по специальности инженер-электромеханик. После — учеба в Университете марксизма-ленинизма.

— Я бесконечно благодарен своей жене Людмиле за любовь, заботу, за терпение. Меня часто не бывало дома. Вечером приду с работы, поужинаю — и на учебу. Ей и дочерям мало доставалось внимания. Она взяла на свои плечи заботу обо мне, детях. Людмила прекрасная хозяйка, очень хорошо готовит. И когда все мы собираемся за большим столом, на столе много вкусных блюд. Одно из любимых — пельмени: Людмила сибирячка, родилась в городе Бийске Алтайского края. А еще — запеченное мясо, селедка под шубой, разные салаты. Всего вдоволь и все вкусное.

Общий стаж — 75 лет
Как рассказывает наш собеседник, общий стаж Аршиновых только на «Северстали» — 75 лет. Людмила 25 лет отработала в проектно-конструкторском отделе предприятия, проектировала сложные металлические конструкции. Она награждена медалью «Ветеран труда» и знаком «Почетный донор». Николай прошел все ступени становления в своей профессии, начиная с электромонтера 5-го разряда и заканчивая работой в должности главного электрика меткомбината. За его плечами 50 лет трудового стажа, благодарности, награды. Работал до 70 лет.

Рационализаторских работ немало. Николай Аршинов 4 раза становился лауреатом премии имени академика Бардина. Как менеджер управления главного энергетика — за работу «Разработка специального комплекса и освоение технологии утилизации совтола, используемого в трансформаторах в качестве диэлектрика с применением высокотемпературной установки». А еще — как заместитель главного энергетика, как главный электрик комбината и как ветеран ОАО «Северсталь», за создание пособия «Эксплуатация и ремонт крупных электрических машин».

В его арсенале медаль «За трудовое отличие» (1963 год), вручал глава правительства Алексей Косыгин. Знак «Победитель социалистического соревнования» (1973). Медаль «Ветеран труда» (1985). Звание заслуженного энергетика Российской Федерации (1995). Орден Дружбы (2005) ему вручил губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. В том же году Аршинов удостоился знака «За особые заслуги перед ОАО «Северсталь». И многие другие награды.

Да, Николай Аршинов еще и автор трех книг, которые писал на заслуженном отдыхе. Две из них технические — «Эксплуатация и ремонт крупных электрических машин» (2012 год) и «Ремонт обмоток высоковольтных электрических машин» (2014). Они были выданы электрослужбам цехов комбината как пособия.

А еще одна книга называется «Мои воспоминания», в ней описан весь жизненный путь Николая Петровича. Экземпляры этой книги есть у его дочерей, внуков, у родственников.

В качестве высококвалифицированного специалиста Николая Петровича часто направляли в командировки за границу. Довелось побывать в таких странах, как Финляндия, США (дважды), Франция, Германия, Италия, Иордания, Австрия, Китай.

Он работал и с иностранными специалистами, которые приезжали на Череповецкий металлургический завод, в электроремонтный цех, за опытом — из Индии, Ирана, Болгарии, Югославии, Кубы, Египта, Пакистана.

Были ли увлечения помимо работы?

— Я всю жизнь коллекционировал значки с изображением Владимира Ильича Ленина и значки Ленинского комсомола, — говорит Николай Аршинов. — Их в моей коллекции более 1200. Участвовал в выставках и получал призы.

На реке Мологе
Теперь супруги Аршиновы давно уже на пенсии. Внуки разъехались, разлетелись кто куда — в Санкт-Петербург и даже в Швейцарию.

Теплое время года проводят в лесном поселке Колоколец Устюженского округа, в 100 километрах от Череповца. Рядом лес, река Молога. Сюда тоже нередко съезжаются дети, внуки и правнуки, когда появляется такая возможность.

Татьяна Ковачева

Читайте также