16+

Кто заплатит за ограничения мобильного интернета

Вологжане остались без связи, операторы — без ответственности
сегодня


Официальная причина ограничений — меры безопасности федерального уровня. На практике это привело к нестабильной работе многих ресурсов и к человеческой тревожности. В материале «Речи» — о том, как выглядит жизнь в условиях цифрового дефицита.

«Белый список» не спасает
Использование мобильного интернета ограничено в Вологодской области для обеспечения безопасности жителей, сообщило министерство цифрового развития региона. Губернатор Георгий Филимонов подтвердил, что ухудшение качества связи является намеренным. По его словам, мобильный интернет «глушат», чтобы защитить территорию региона от атак БПЛА. Власти подчеркивают, что голосовая связь и отправка СМС должны работать, а ограничения касаются только мобильного интернета. В качестве альтернативы горожанам предлагают бесплатную сеть Wi-Fi в общественных пространствах. Существует так называемый «белый список» сайтов, которые должны работать несмотря на ограничения. В него входят государственные порталы, «Госуслуги», некоторые соцсети (например, «ВКонтакте»), сервисы «Яндекса» и крупные маркетплейсы. Хотя на практике не грузятся и они.

«Приложения банков не работают. Не смогли заплатить за доставку товаров на маркетплейсе в пункте выдачи», — сообщают череповчане. Некоторые не могут вызвать такси через приложения. «В итоге везде сходил пешком и вспомнил, что в службу такси можно позвонить», — рассказал Егор. В городских точках общепита при подключении к Wi-Fi требуется СМС с кодом. «40 минут ждали заветный код. Успели поесть, но к интернету не подключились», — говорит посетительница кафе.

Сельские жители тоже столкнулись с проблемами. Кто-то не смог купить молоко, так как в магазине не считывался QR-код, а кто-то — связаться с родней в городе. Вопреки заверениям, страдает и голосовая связь. «Отсутствие интернета еще как-то можно объяснить. Но почему нет телефонной связи? У многих работа застопорилась, — пишут пользователи. — Пора устанавливать стационарные телефоны».

Кто ответит за убытки?
Жители и бизнес справедливо задаются вопросом: за что они продолжают платить операторам связи, если услуги не оказываются? В соцсетях звучат требования: «Возвращайте деньги за услуги, которые не работают».

Компании связи, как правило, отказывают в компенсации, ссылаясь на форс-мажор, который прописан в договорах.

По закону «О защите прав потребителей» (ст. 29), если услуга не оказана или оказана ненадлежащим образом по вине оператора (поломка оборудования, его ошибки и т. п.), он обязан сделать перерасчет и несет ответственность. Более детально — в Постановлении Правительства РФ № 2607 «Об утверждении правил оказания телематических услуг связи». Можно заявить требование о неустойке — обычно до 3 % от ежемесячной платы за день простоя, если ситуация сложилась по вине оператора. Но есть лазейка. В договорах прописаны условия, освобождающие компанию от ответственности при отключениях по распоряжению госорганов, в ЧС и при иных обстоятельствах непреодолимой силы. Текущие ограничения операторы напрямую относят к таким событиям, ссылаясь на решения властей.

— Неустойка может быть взыскана за неоказание либо ненадлежащее оказание услуг по вине оператора связи. В данном случае перебои в мобильной связи связаны с действиями органов государственной власти, за которые оператор не отвечает. Это обстоятельства непреодолимой силы. На основании пункта 4 статьи 13 закона «О защите прав потребителей» оператор освобождается от ответственности, — прокомментировал по просьбе «Речи» юрист Кирилл Светлов.

Ситуация в Вологодской области не уникальна. По данным независимого мониторинга, к осени 2025 года веерные отключения мобильного интернета затронули практически все регионы России. В более чем 20 субъектах РФ сбои фиксируются практически ежедневно.

Анастасия Тихова
Читайте также