16+

«Феномен гениальности держишь в ладошках»

4 июля

В московском доме-музее М.Ю. Лермонтова (ул. Малая Молчановка, 2) уже месяц работает выставка «Александр Башлачев. Часовой всех времен» (0+). Экспозиция посвящена 65-летию со дня рождения известного поэта и музыканта, нашего земляка. В прошлый понедельник на телеканале «Культура» вышла информационно-познавательная программа «Наблюдатель», в которой говорили не только об этой выставке, но и о Башлачеве как о совершенно самобытной творческой единице.

2 музей выставка.jpg
На выставке в Москве представили много интересного, в том числе альбом с рисунками Саши Башлачева на тему западной рок-музыки. Если всмотреться, можно увидеть поразительно много названий рок-групп.
фото: ВК-сообщество «Музей истории литературы имени В.И.Даля (ГМИРЛИ)»

Прежде всего поэт
На выставке в Москве (к слову, экспозиция работает до 31 августа) представлены вещи из архива семьи Башлачева, рукописи, фотографии и мемориальные предметы. Один зал экспозиции посвящен тексту поэта «Петербургская свадьба», второй, как сказано в аннотации, «разворачивает посетителя к пространству души, к теме поисков персонального мифа, которые отразились в таких текстах, как «Ванюша», «Егоркина былина», «Посошок», «Имя Имен».

- Может показаться странным тем, кто знает, кто такой Башлачев, кто его слушал, кто в курсе времени, в котором он жил, что представитель отечественной рок-культуры вдруг появляется в музее классического русского поэта. Однако наша выставка как раз о том, что Башлачев - это не просто музыкант, а прежде всего – поэт, один из наследников многовековой русской поэтической традиции. Именно поэтому его появление в доме Лермонтова, которого, как и Пушкина, как и Маяковского, как и Гоголя (а это тоже поэт), Башлачев чтил и, самое главное, находился в постоянном творческом диалоге с ними, очень закономерно, - заметил Сергей Шаулов, заведующий отделом «Дом-музей М.Ю. Лермонтова» Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля.

1 дом лермонтова.jpg
В доме на Малой Молчановке, где сейчас организован музей, Михаил Лермонтов жил со своей бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой с августа 1829 года по июль 1832 года. фото: ВК-сообщество «Дом-музей М.Ю. Лермонтова»

«Тесный образ»
О названии выставки. «Часовой всех времен» появляется у Башлачева в тексте песни «Посошок» («Часовой всех времен улыбнется: — Смотри! — И подымет мне веки горячим штыком»). Но почему именно этот образ решили сделать заглавным в экспозиции?

Естественно, однозначного ответа здесь быть не может. В программе «Наблюдатель» эксперты рассуждали на эту тему:
«Часовой. Можно считать, что это и апостол Петр, и часовой у мавзолея Ленина, и часовой у склада с провиантом… «Подымет мне веки» явно отсылает к «Вию» Гоголя. Если кто-то из них «поднимет мне веки», это будет означать прозрение. Прозрение, которого, может быть, так не хватает…» - рассказал Юрий Даманский, исследователь рок-поэзии, профессор Российского государственного гуманитарного университета.
«В самом слове «часовой» есть и время, с одной стороны, и охрана - с другой… «Подымет веки горячим штыком». Не просто штыком, а горячим. Какой образ! Уже кажется, что тесно!» - рассуждает Лев Наумов, исследователь творчества Башлачева.

Лев также отметил: «Башлачев – пожалуй, одна из самых заметных фигур в поэзии XX века. Я написал про него четыре книги. И это неслучайно. Потому что, когда пишешь и думаешь о нем, такое впечатление, что ты вот этот феномен гениальности буквально держишь в ладошках».

3 наблюдатель.jpg
Программа «Наблюдатель» - одна из самых популярных передач о культуре на современном российском телевидении.

Не бард
Говорили в «Наблюдателе» и о уникальности рок-поэта, его непохожести на тех, кто творил в одно время с ним.

«Публика была не совсем готова принимать формат одного человека с гитарой, но не входящий в бардовскую традицию, откуда Башлачев явно выпадает по целому ряду параметров – по тем же параметрам, по которым из этой парадигмы выпадает Высоцкий. Барды очень любят видеть в Высоцком своего, но при этом прекрасно понимают его превосходство по части мелодических рисунков, сложности и многозначности, многоплановости и многожанровости текстов. У Башлачева тоже все это есть, и он прекрасно ощущает эту инаковость… Точно так же он – инородное тело в рок-тусовке, мне кажется, что сама специфика творчества Башлачева не укладывается в формат полноценной электрической группы», - поделился своим мнением Юрий Даманский.

Эксперты также обсудили «Таганский концерт» Башлачева, разбирали мифологию «Петербургской свадьбы», вспоминали эпоху и понятие квартирников. Рекомендуем вам посмотреть программу «Наблюдатель» в записи, если пропустили эфир. Выпуск от 23 июня можно найти на официальной платформе «Смотрим».

Иван Крылов