16+

Закрывают магазины крупных торговых сетей

7 февраля 2025
Закрывают магазины крупных торговых сетей
Региональный закон об ограничении продажи алкоголя, который в народе получил емкое название «12–14», вступит в силу с 1 марта, однако крупные сети, торгующие алкоголем, уже с декабря начали закрывать свои точки продаж. Почему так происходит?

Что говорят продавцы
Возвращаясь домой с работы, забегаю в магазинчик «Северный градус» в соседней многоэтажке на Первомайской. Я частенько там покупаю свежий хлеб, молоко, семечки и другие продукты по мелочи. Иногда беру вино на выходные.

— Девятого февраля закрываемся, — заводит со мной разговор продавец, женщина лет тридцати.

— Уже? — удивляюсь.

— Ну, да. Сейчас ревизию проводим. Закроют все маленькие магазинчики в жилых домах, оставят только в пристройках и где самообслуживание.

— Жаль, удобно за хлебом к вам бегать: рядом с домом. А почему бы алкоголь не убрать, а продукты оставить, чтобы магазин сохранить? — спрашиваю.

— Так невыгодно только продуктами тут торговать: проходимость небольшая, на одних продуктах мы выручку не сделаем.

На улице Металлургов та же история. Захожу в «Красное и Белое» и слышу от продавцов, что работают последние выходные.

Потом — неизвестность. Без работы никто не хочет оставаться.

Что говорят покупатели
В соцсетях высказали мнение, что закрытие магазинов шаговой доступности ударит по жителям некоторых микрорайонов. Многие пенсионеры ходили в «Северные градусы», «Пищеторги» и «Бристоли» не за алкоголем, а за яйцами, тушенкой, макаронами и гречкой. Так, например жители домов на улицах Бабушкина, Ломоносова и Строителей готовы выйти на пикет у мэрии, чтобы отстоять единственный магазин шаговой доступности на Строителей, 49.

«У нас в микрорайоне единственный магазин — это «КБ». Он закроется скоро. 10 домов, почти все пенсионеры живут, им не дойти до соседних микрорайонов. Я и сама пенсионерка. Вчера магазин был почти пуст, не было совершенно молочных продуктов. Теперь ходим в соседние микрорайоны — кто может еще. Раньше здесь были и рынок, и три магазина. Все закрыли, планировали открыть торговый центр — 4 года ждем. Люди массово жалуются и депутату управы № 6, и в департамент ЖКХ. Но мы решили идти к мэрии — устроим одиночные пикеты», — пожаловалась «Речи» Жанна Михайлова.

Но не только завсегдатаи маленьких магазинчиков на первых этажах домов ощутят на себе неудобства, когда новый закон начнет действовать. Владельцы и сотрудники торговых сетей уже столкнулись с массой проблем. Как принятие закона, прозванного народе «12–14», отразится на бизнесе, мы поинтересовались у представителей местных компаний.

Что говорят бизнесмены
Как сообщил нам представитель компании «Северный градус», в Череповце и Череповецком районе планируется закрыть 15–20 магазинов этой сети. Всего в Вологодской области у «Северного градуса» более 190 магазинов и один магазин в Гаютино Ярославской области.

— Нам придется закрывать какие-то торговые точки в жилых домах, потому что без алкоголя некоторые из них будет невыгодно держать. Эти точки не соответствуют требованиям к местам торговли алкоголем по новому закону: они расположены в помещениях, которые переведены из жилого фонда в нежилой (бывшие квартиры) или не имеют второго входа. В Череповце будем закрывать 12 магазинов, часть уже закрыли. В районах области планируем закрыть еще 7–8 магазинов, — пояснил «Речи» представитель торговой компании. — По области у нас останется где-то 170 магазинов, некоторые будут торговать без алкоголя, предполагаем, что они будут рентабельны. Посмотрим на динамику прибыли в первые месяцы после вступления закона: если не оправдаются наши прогнозы, то, возможно, еще потом уменьшим количество магазинов. Думаю, будет достаточно сложно магазинам без алкоголя, если рядом есть конкурент, торгующий алкоголем. Алкоголь будут продавать около 150 наших магазинов. Сотрудников из закрывшихся торговых точек постараемся распределить внутри компании, потому что у некоторых магазинов мы увеличим площади за счет расторжения договоров с арендаторами.

По словам представителя компании, к сожалению, придется закрыть и не так давно открытый магазинчик на Данилова, 26. А там в радиусе полукилометра нет других продуктовых магазинов, хотя многоэтажек много, плюс рядом областная больница.

Давать прогнозы относительно того, насколько упадут или вырастут продажи алкоголя, представитель «Северного градуса» не спешит. Но уже точно очевидно: магазины после вступления в силу закона «12–14» столкнутся в ростом краж алкогольной продукции. Как от этого защитить работников? Выход один — необходима перепланировка оставшихся магазинов, чтобы в то время, когда алкоголь нельзя продавать, просто перекрывать доступ к полкам с бутылками.

— Перепланировать 150 магазинов — это проблема, сейчас думаем, каким способом будем закрывать полки с алкоголем. На это нужны время и немалые деньги — по самым скромным подсчетам, если на один магазин потребуется в среднем 120–150 тысяч рублей, то это уже 18–22,5 миллиона. В некоторых магазинах, где позволяет площадь и планировка, скорее всего, придется делать мини-отдел с алкоголем, вход в который мы просто будем перекрывать.

Что говорят производители
Почувствуют на себе последствия нового закона и местные производители, в частности изготовитель крафтового пива — компания «Империал». Частная пивоварня, производящая авторское и безалкогольное пиво, а также лимонады и квас, теперь планирует осваивать рынки сбыта за пределами Вологодской области.

— Для нас принятие закона было сюрпризом, поскольку никто не знал, что такая работа ведется и что Вологодская область станет пионером по части такого социального эксперимента, — прокомментировал «Речи» ситуацию директор по развитию пивоваренной компании Алексей Морошкин. — Наше кредо — выпуск подтвержденного многочисленными сертификатами, грамотами и экспертизами продукта. Кстати, налоговые поступления от продажи нашего продукта остаются полностью в Вологодской области в отличие от продаж крепкого алкоголя, налоги и акцизы от реализации которого в основном уходят в федеральный бюджет. Очевидно, что если мы снизим продажи, то снизятся и налоговые поступления в местную казну.

Как отразится на объемах продаж крафтового пива новый закон — пока сказать сложно. Небольшой срок хранения живого пива в новых реалиях может сыграть не на руку местному производителю.

— Наше пиво — непастеризованное, должно храниться в холодильниках. Когда у потребителя есть два часа в день на неделе и два выходных для покупки, будет ли потребитель запасаться впрок живым напитком на неделю вперед? Скорее всего, нет. Наш продукт не для тех, кто потребляет пиво ящиками. Поэтому, что будет с нашей полкой в супермаркетах, мы пока сказать не можем. Этот момент нас тревожит. Будем делать акцент на производство безалкогольной продукции — лимонада, кваса, безалкогольного пива. Кроме того, планируем осваивать рынок ближайших регионов. Менять свое кредо и переходить на выпуск пива с более длительным сроком хранения пивоварня не планирует. Мы по-прежнему ратуем за культуру осознанного потребления, где покупатели должны быть уверены в качестве нашей продукции.

Жанна Газзаева

Алексей КАНАЕВ,депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации

Вологодский региональный политсовет «Единой России» реализовал озвученное еще в конце 2024 года предложение председателя областного Заксобрания Сергея Жестянникова об исключении из партии депутата Госдумы Алексея Канаева. Причина — критика принятого в регионе закона об ограничении времени продажи алкоголя.

Алексей Канаев при этом заявляет, что он не против закона в целом, но ограничение продажи до двух часов в сутки в будние дни считает контрпродуктивным:

— Я раскритиковал не инициативу как таковую, потому что все-таки базовое понимание, что алкоголь — это зло и с ним надо бороться, есть. Более того, я ранее сам выходил с инициативой по ограничению работы наливаек. Я в этой части инициативу, принятую в Вологодской области, поддерживаю.

В то же время Алексей Канаев подчеркивает, что большая часть населения Вологодчины не согласна с вводимыми ограничениями. В своих словах он опирается на данные Агентства мониторинга и социологических исследований: против ограничений выступают 60 % жителей региона.

Также парламентарий заявил, что свое исключение из партии он будет оспаривать на федеральном уровне.

По его мнению, причиной исключения стало то, что областной политсовет «Единой России» принятие закона поддержал и попросил «проинформировать членов партии… о необходимости придерживаться коллегиальной партийной позиции… и воздержаться от критики принятого закона в публичном пространстве».

— Вне зависимости от итогов рассмотрения вопроса о партийности депутатскую деятельность продолжаю в полном объеме. Будут и приемы, и встречи, и живое общение. Все как и раньше, — написал Алексей Канаев в своем телеграм-канале.