16+

Как воскресили 100-летнее кино

5 марта
Как воскресили 100-летнее кино
В Череповце прошел кинофестиваль «Кино как искусство. Искусство в кино», организованный Третьяковской галереей при поддержке Благотворительного фонда «Доброта Севера» и компании «Северсталь». Ранее уникальную программу показали в Москве.

Событие для ценителей
Фестиваль объединил фильмы, которые исследуют природу кинематографа как искусства и его связь с другими видами визуального творчества. После успешного старта в столице в середине февраля программа фестиваля отправилась в регионы, начав с Череповца.

В программу фестиваля вошли классика документального кино «Человек с киноаппаратом» (16+) Дзиги Вертова, игровой фильм «8 1/2» (16+) Федерико Феллини и представители нового независимого кинематографа «Книга решений» (16+) Мишеля Гондри, а также фильмы-биографии (18+) выдающихся живописцев: Сальвадора Дали, Ван Гога, Василия Кандинского.

Людмила Гусева, советник генерального директора дивизиона «Северсталь Российская сталь», рассказала, что компания ежегодно проводит яркие и масштабные мероприятия, направленные на то, чтобы жизнь в Череповце была еще более наполненной культурными событиями.

— Прием кинофестиваля такого уровня обогащает культурный ландшафт нашего города, что очень точно отвечает ключевой идее проекта «Северстали» и Благотворительного фонда «Доброта Севера» по комплексному развитию Череповца, — отметила Людмила Гусева. — Мы не только реконструируем востребованные общественные пространства, но и раскрываем возможности досуга, саморазвития и самореализации горожан.

Кадр из фильма «8 с половиной» (1963 г.), реж. Федерико Феллини.jpg

Кадр из фильма «8 с половиной» (1963 г.), реж. Федерико Феллини


Уникальность фестиваля в том, что зрители могут и увидеть шедевры киноискусства, и лично узнать о них от специалистов в области кино.

— Фестиваль представляет фильмы, которые рассказывают о взаимосвязи между кинематографом и другими видами визуального творчества, — отметила Дарья Пивоварова, руководитель проектов Фонда «Доброта Севера», она также отметила плодотворность сотрудничества с «Северсталью». — Мы рады, что фестиваль открывается в Череповце, всего пару недель назад он был успешно представлен в Москве. Надеемся, что череповчане по достоинству его оценят и фестиваль станет настоящим событием для ценителей киноискусства.

Также в открытии фестиваля участвовал заведующий отделом экскурсионно-просветительской работы Государственной Третьяковской галереи Павел Котляр. Свое пребывание в Череповце гость открыл с посещения дома-музея Василия Верещагина, одного из знаковых художников для Третьяковки.

Павел Котляр рассказал, что Третьяковка работает с кино давно и успешно, проводя показы, ретроспективы и кинопрограммы.

— Они собирают большую аудиторию, являясь предметами внимания многих москвичей, — отметил представитель Третьяковки. — Для нас честь и радость выйти за пределы столицы — в регионы. Это принципиально важно, потому что Третьяковская галерея является, по сути, ключевым собранием национального искусства, которое объединяет самые разные регионы. Даже с точки зрения пейзажа. Я думаю, что всю нашу страну можно собрать по пейзажам Третьяковской галереи.

Историк кино — детектив и археолог
Николай Изволов — киновед, и его приезд на череповецкий фестиваль стал подарком для местных поклонников настоящего кино. В последние годы имя Николая Изволова тесно связано с восстановлением фильмов легендарного российского режиссера-документалиста Дзиги Вертова, в том числе считавшихся утраченными.

Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом» (1929 г.), реж. Дзига Вертов.jpg

Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом» (1929 г.), реж. Дзига Вертов


На открытии фестиваля в Череповце состоялся показ фильма «Человек с киноаппаратом» (1929) Дзиги Вертова. После сеанса Николай Изволов выступил перед собравшимися и ответил на вопросы.

Это не первая встреча специалиста с череповчанами, летом прошлого года он показывать старое кино в кинотеатре «Комсомолец». А потому фразу «Я люблю череповецкую публику» Николай Изволов произнес со знанием дела.

— Зрителей было очень много, они были благодарными и с удовольствием смотрели это старое кино, которое, как выясняется, очень важное для современной публики, — вспоминал киновед. — Фильм «Человек с киноаппаратом», который открывает нашу программу, это, наверное, самый известный документальный фильм в мире. Мы наконец-то можем увидеть его в оригинальном виде после проведенных реставрационных работ. Мы живем в странном мире, когда старое искусство при помощи новых технологий вдруг выходит на поверхность и опять становится частью нашей культурной жизни.

Рассказывая о реставрации фильмов, историк отметил, что этот процесс требует знаний, времени и немалых средств. Например, только удаление царапин с пленки в фильме «Человек с киноаппаратом» стоило около полутора миллионов рублей. Реставрация заняла около двух лет, к ней было подключено несколько специалистов. Важной частью работы стало воссоздание оригинальной звуковой дорожки — музыкальной компиляции, которую утвердил сам Дзига Вертов. Восстанавливать пришлось даже скорость, с которой, по замыслу автора, должен был показываться фильм.

Николай Изволов объяснил, что искусственный интеллект в работе не применялся. Да, он способен почистить от царапин и стабилизировать кадр, но не всегда корректно. Чтобы сделать качественно, пока необходим ручной труд, отметил киновед.

Были вопросы и о том, как на заре кинематографа снимались те или иные сцены и кадры. Николай Изволов рассказал, что у операторов не было никакой страховки, когда они забирались на трубу и на мост с 20-киллограммовой камерой наперевес, как в фильме «Человек с киноаппаратом». А на заводе оператор бесстрашно лез в огонь — подходил близко к летящим искрам без спецодежды. К слову, одним из операторов, работавших на картине, был младший брат Дзиги Вертова. К счастью, отчаянные операторы остались целы и невредимы, а снятое продолжает восхищать и почти 100 лет спустя.

Череповчане спрашивали у Николая Изволова и о его пути в киноискусстве и его необычной профессии. Он рассказал, что родился в Костроме и пришел в кино, можно сказать, случайно. Его старший брат хотел быть кинооператором, поступить во ВГИК, привозил много книг о кино, которыми увлекся и младший брат, будучи еще школьником. Понравилось настолько, что после окончания школы поступили на кинематографический факультет ВГИКа, преодолев сложный конкурс. Николай Изволов назвал свою профессию — историк кино, отметив, что она находится на стыке истории человечества и развлечения, детектива и археологии.

Сергей Виноградов