Денис учится в третьем классе. Его стали травить одноклассники — специалисты называют это буллинг. В особенности издевались трое приятелей, сбившихся в стаю. Как разреши-лась ситуация, рассказывает психолог Алла Малкова.
Первый круг изоляции
— Сегодня мы поговорим о том, что такое круги изоляции. В какой момент у ребенка может случиться психологическая травма в связи со школьным буллингом. Разберем это на конкретном примере. Произошедшее — случай из моей профессиональной практики, — говорит «Речи» Алла Малкова.
Итак, наш герой — Денис (имя изменено), ему 10 лет, он учится в третьем классе. Мальчик с повышенной эмоциональной чувствительностью. В таком возрасте дети, как правило, попадают в зависимость от оценки их поведения со стороны друзей во дворе, в школе, в окружении — в социуме.
У Дениса старенький, потертый телефон далеко не последней модели. И вот однажды его одноклассник высмеял парня: мол, такие телефоны сейчас только на свалке можно найти. Да еще и зацепил его за живое, высказавшись нелицеприятно о его маме. Дети бывают жестокими.
Денис обратился к учительнице: меня обижают, оскорбляют мою маму, что делать? Учительница, видимо сильно загруженная уроками и детьми, отмахнулась от мальчика: разбирайтесь сами, мне не до вас.
Денис пошел к маме: меня в школе обижают, смеются над старой моделью телефона, плохо говорят о тебе. Мама загружена делами, на работе проблемы, нужно ужин приготовить — не до тебя. Твой телефон — ерунда, учись лучше, это важно.
Взрослые, в которых он так верил, ребенку не помогли. Куда ему пойти со своей бедой? Нет ответа. И он попал в первый круг изоляции.
— Что это значит? Его не приняли в социуме, исключили из его границ, игнорировали. Денис получил психологическую травму, перестал верить в свои силы. В результате попал в еще большую зависимость от оценок одноклассников.
Второй круг изоляции
Дальше — больше. Теперь уже трое одноклассников, почуяв в лице Дениса легкую добычу, стали издеваться над ним.
— Следует отменить особенность этого возраста. Лет до восьми дети стараются строго соблюдать элементарные правила поведения в семье, в школе: нельзя врать, воровать, обижать слабых и т. д. Становясь немного старше, они начинают проверять это пространство общественных правил поведения на прочность. А что мне будет, если я совру, украду, обижу? — говорит Алла Юрьевна.
Теперь они цеплялись к одежде Дениса: не модная. Стали кричать ему в лицо, что от него воняет, он потный. Денис был настолько перепуган и незащищен, что организм мог в любой момент отреагировать физически и мальчик стал бы на самом деле потеть. Вспомним о его повышенной эмоциональной чувствительности.
Денис снова обратился к учительнице, надо отдать должное его мужеству и желанию найти законный способ защиты. Реакция взрослого осталась прежней: ерунда, пустяки, разбирайтесь сами. Более того, учительница подлила масла в огонь: а ты не задумывался, почему именно тебя обижают?
Ребенок опять обратился к матери. Но та своего мнения не изменила: ерунда все это, главное — хорошо учись. И тоже попыталась обвинить в происходящем собственного ребенка: может быть, и правда от тебя плохо пахнет, пойди помойся.
Итак, чувства Дениса были обесценены, ему показали, что они ничего не стоят. Он почувствовал себя беспомощным, понял, что ему никто не поможет. И предпринял попытку защитить себя сам. Записал издевательства одноклассников на телефон и с этой записью обратился к маме. Мама прослушала эту запись и пришла в ужас. И только тогда она отправилась за помощью к специалисту, к детскому психологу. В нашем случае к Алле Малковой.
Как быть взрослым
Алла Малкова объяснила, какой должна быть реакция взрослых, чтобы уберечь ребенка от психологической травмы, которая может сломать ему жизнь.
Итак, что должна была делать учительница. В данной ситуации нужно было выразить сочувствие Денису, а с классом поговорить об истинных ценностях, не материальных. Например, рассказать, как дети помогают друг другу в беде, выражают поддержку — примеров и в литературе, и в реальной жизни предостаточно.
Что должна делать мать. Уменьшить боль обиды могли бы простые слова сочувствия и поддержки: жаль, что ты испытал такие чувства, я понимаю твою обиду. Ты имеешь полное право обидеться на такие действия одноклассников. Я на твоей стороне. Давай подумаем, что можно сделать. Таким образом мама включила бы сына в свое пространство и выразила уважение к его чувствам.
Дети ищут защиты у взрослых, и они имеют право на это.
Татьяна Ковачева