Более четверти века народные артисты России Александр Калягин и Владимир Симонов ездят по России с постановкой «Лица» (16+) по рассказам Чехова. Наконец, спектакль доехал и до Череповца, собрав почти полный зал, несмотря на недешевые билеты.
Наверное, такое может себе позволить только он — Александр Калягин, звезда фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!», один из последних представителей плеяды великих советских артистов театра и кино, а в недавнем прошлом еще и глава Союза театральных деятелей России. А именно — выйти к зрителям и с четверть часа, опираясь на палочку, беседовать о творчестве Чехова и восприятии его произведений в России и за рубежом.
Александр Калягин отметил, что школьник в 12-13 лет, когда ему преподают юмористические рассказы Чехова, мало чего в них понимает.
— Чтобы понять, о чем он писал, смеяться, удивляться и плакать, для этого нужно пожить, — рассказал артист череповецким зрителям. — Пожить и испытать все прелести нашей жизни. Узнать, что такое чванство, гордыня, зазнайство, зависть, любовь. И когда в 45-50 лет возьмете с полки рассказы Чехова, будете потрясены. Поверьте мне.
Говоря о восприятии рассказов Чехова в России и за рубежом, актер высказал мнение, что по-настоящему писателя понимают только на родине. «Нужно пожить здесь, чтобы понять Чехова», — отметил он. А за границей, где Калягин преподавал не один год, Чехова очень любят, но многое в его творчестве ставит иностранцев в тупик.
Спектакль «Лица» был поставлен самим Александром Калягиным в далеком 1998 году. В театральном деле тогда царил кризис, спектакли проходили в полупустых залах, зарплата была небольшой и непостоянной. Вот артисты и ставили спектакли самостоятельно, чтобы заработать. Состав минимальный, декораций и костюмов — без излишеств.
Подавляющее большинство этих постановок из 1990-х годов давно умерли, но «Лица» продолжают ездить по стране и миру. И сотни череповчан, пришедших на спектакль, поняли, в чем причина долговечности этого спектакля, больше похожего на творческий вечер или бенефис.
Во-первых, тексты. Рассказы Чехова подобраны со вкусом и разнообразием, скучать не приходится ни минуты. В те моменты, когда актеры удаляются за кулисы для переодевания (благодаря помощникам этот процесс проходит почти со скоростью замены шин в «Формуле-1»), зрители едва успевают утереть слезы от смеха и спрятать платок в карман.
За час с лишним были сыграны мини-спектакли по юмористическим рассказам Антона Чехова «На чужбине», «Психопаты», «Канитель», «Злоумышленник» и «Дипломат». В каждом из них дуэт выходит в разных костюмах. Александр Калягин предстал перед зрителями в образах барина-самодура, престарелого отца, дьячка, лукавого крестьянина и чиновника.
Диапазон Владимира Симонова был не менее широким — от «психопата», начитавшегося в газетах свежих новостей (рассказ будто сегодня написан), до старушки-богомолки. Из-за частой перемены сцен и блистательной игры актеров спектакль получился живым и ярким.
В свои 82 года Александр Калягин сохранил невероятную мимику, жестикуляцию и возможности голоса, а также поразительный талант перевоплощения, который знаком нам по его лучшим киноролям.
Впрочем, возраст дает о себе знать и ноги уже не позволяют Калягину порхать по сцене. И некоторые свои роли он играл, сидя на стуле или прислонившись к декорациям. Однако это с лихвой окупалось живостью игры. Видно, что профессия приносит ему истинное удовольствие и дает здоровье, а не отнимает его.
Об этом когда-то говорил Аркадий Райкин, объясняя причины своего творческого долголетия. Почти 70 лет назад 13-летний Саша Калягин отправил великому Райкину письмо, в котором рассказал, что мечтает стать актером. Мэтр благословил, отметив, что залог успеха в трудолюбии и упорстве. Череповецкий спектакль показал, что этих слов Александр Калягин не забывает по сей день.
Сергей Виноградов