16+

Поиски воинов продолжаются

20 мая



Вот уже несколько лет в лицее «АМТЭК» действует военный музей под названием «Мы шли к тебе, Ленинград», которым руководит Дмитрий Кузьмин. Вместе с поисковым отрядом «Ветер времен» он и группа ребят, их родители каждый год участвуют в раскопках, пополняют экспозицию новыми находками. Дмитрий Юрьевич провел экскурсию для журналиста «Голоса…». Продолжаем рассказывать о героях нашего времени в рамках проекта «Подвиг».

Нашли сами
Музей расположен в одной из рекреаций на втором этаже лицея. Одну из стен украшает большая светящаяся карта Череповца с указанием улиц, которые названы в честь героев Советского Союза. Рядом находятся портреты самих героев с кьюар-кодами: любой желающий может навести смартфон и получить историческую справку. Стена напротив оформлена стендом, посвященным Зимней войне в Северном Приладожье, где воевала 168-я стрелковая дивизия. Есть раздел, посвященный памяти Героя Советского Союза Алексея Карташова, а также раздел, посвященный блокаде Ленинграда.

Музей украшает экран, на котором меняются фотографии из жизни поискового отряда «Ветер времен». И, конечно же, выставочные шкафы с экспонатами, среди которых найденные в раскопках предметы как советского, так и финского и немецкого производства. Чего здесь только нет: лопаты, ржавые винтовки, гранаты, пулеметы, мины, шапки, ботинки, котелки, кружки и многое другое, даже нательный крестик.

Есть в музее два манекена. Один из них представляет поисковика в полном снаряжении, другой - бойца начала Великой Отечественной войны в полном обмундировании с оружием. В музее представлены и модели техники, которая принимала участие на Карельском и Северо-Западном фронтах. Макеты тоже делали учащиеся лицея.

- В 2017 году наши мальчики, которые собирались поступать в военное училище, ездили с поисковым отрядом «Журавли» в Мясной Бор Новгородской области и привезли каску. С этой каски началась история музея, - рассказывает Дмитрий Юрьевич. – В нашем лицее часто собирались блокадники, поэтому мы сделали уголок, посвященный блокадному Ленинграду. Потом мы стали тесно взаимодействовать с поисковым отрядом «Ветер времен», принимали участие в поисковых вахтах, в работе отряда, откапывали и отмывали предметы, найденные непосредственно на полях сражений. Все это пополняло коллекцию музея.

Благодаря выигранным грантам, спонсорам и поддержке региона экспонаты музея были систематизированы, сам музей красиво оформили. Лицеисты проявляют интерес, проводят экскурсии для учеников других школ, воспитанников детских садов.

Именная ложка
В ходе экскурсии Дмитрий Юрьевич показал коллекцию армейских фляжек начиная с 1926 года. Одна из них была разорвана, но, как оказалось, не снарядом.

- Дело в том, что алюминиевые фляжки непрочные. Часто бывало, что боец падал на землю и сминал фляжку, если она была не полная. Как ее выпрямить? По законам физики: наливаешь воду, ставишь на мороз. Эту флягу, видимо, подзабыли или много воды налили, и ее разорвало. А в 1941 году вернулись к производству стеклянных фляжек, потому что алюминий нужен был для самолетов.

Руководитель музея также показал военные каски, объясняя, какие из них пробиты пулями, а какие просто начали гнить от времени. Есть в музее и необычные экспонаты.

- Однажды парнишка-карел нашел черпачок от ложки. Бойцы обычно подписывают черенок ложки. Если можно разобрать фамилию, то сообщаем в местный военкомат, местную администрацию, чтобы нашли бойца в базе данных, - говорит Дмитрий Юрьевич. – И вот, отдал он мне черпачок и стал искать поблизости черенок. Я решил помыть черпачок в луже. Смотрю, буква проступила. Накапал лимонной кислоты, начал протирать, буквы пошли дальше. И прямо на ложке фамилия, имя - Лукьянов Николай. Стали пробивать через архивы военкомата и узнали, что было два Лукьяновых Николая, но тот, которому, по-видимому, принадлежала ложка, погиб в 40 километрах севернее.

 Нельзя не заметить и куски фюзеляжа штурмовика Ил-2, который потерпел крушение в 1944 году

- Видимо, ребята увидели зеркальце воды, решили сесть на озерко, но не рассчитали. А может быть, были подбиты. Их подкинуло, как камешек при ударе об воду, а напротив – сопка, они в нее врезались. Самолет раскидало на 300 метров по округе. Мы ходили, искали, нашли только куски рваного авиационного металла и вмятую офицерскую пряжку, видимо, от летчика осталась. Все остальное болото съело…

На раскопках
Поисковый отряд «Ветер времен» работает в Карелии, в пограничной зоне между Россией и Финляндией. Там, в Северном Приладожье, шли бои во время Советско-финляндской войны 1939 - 1940 гг., затем продолжились во время Великой Отечественной войны, включая Летнюю войну 1944 года. В этих местах поисковики ищут останки бойцов 168-й дивизии.

Как правило, участники поискового отряда приезжают во время своих отпусков на одну или две недели. На раскопки приезжают целыми семьями, среди детей есть и череповецкие лицеисты. Некоторые ребята даже проходили обучение в школе поисковиков в Казани, где учились различать кости людей и животных, определять пол и возраст человека по черепу, разбираться в военной топографии, ориентироваться на местности, пользоваться радиосвязью, знать правила первой медицинской помощи и технику безопасности, чтобы не пострадать от найденных в земле боеприпасов.

По словам Дмитрия Кузьмина, день у поисковика нелегкий. В семь утра группа выезжает на раскопки, в шесть вечера возвращается, все грязные и уставшие. Нужно успеть помыться, потому что не всегда есть вода, и просушиться. Продукты купить тоже непросто, потому что нужно выезжать из пограничной зоны. Обычно поисковики питаются кашей на воде и тушенкой. Вокруг – скалы, дикие звери.

Опасные находки
Работа поисковика достаточно рутинная. Нужно целый день идти, проверять землю металлоискателем. Находить бойцов на поверхности получается редко: во время боевых действий делали санитарные захоронения. Металлоискатель может пробить 40 сантиметров, поэтому в траншеях чаще приходится работать щупом – длинным прутом.

Еще реже удается установить личность погибших. Так, например, солдатские медальоны были распространены не на всех территориях, где проходили боевые действия, на Карельском фронте их не было. Во время Зимней войны у бойцов были ладанки из плексигласа, который быстро гнил в земле. Красноармейские книжки, которые ввели в 1943 году, тоже долго не хранились. Даже если удалось найти ложку или котелок с чьим-то именем, нет гарантии, что она принадлежит именно этому бойцу.

Для поисковика ценен каждый год работы, потому что с каждым годом артефакты и кости солдат сохраняются все хуже и хуже. С другой стороны, с течением времени работа стала не такой опасной, как была в прежние времена, когда случалось, что поисковики по неосторожности подрывались на минах и снарядах.

Образ жизни
Дмитрий Юрьевич руководит одной из групп поискового отряда, следит за тем, чтобы никто из участников не заблудился или не откопал небезопасный боеприпас.

- Почему вы, несмотря на все сложности, считаете своим долгом каждое лето искать пропавших солдат?

- Солдат отдал жизнь за Родину, его нужно элементарно «поднять». Поисковики выполняют тяжелую, но важную и нужную работу, - говорит руководитель музея. - Я сдаваться не люблю. Для меня это уже чуть ли не образ жизни, я всегда жду конца июля, чтобы поехать на раскопки. В этом году со мной поедет старший сын, внук со мной ездит четвертый год. Мне нравится Карелия, нравится приборный поиск. И вдобавок ко всему бывают такие места, где действительно никто не ходил, не копал. Мне это интересно.

«Подвиг» - так называется проект журналистов «Медиа-Центра»: Канала 12, телеканала «Русский Север», газет «Голос Череповца» и «Речь». В течение года, объявленного президентом страны Годом защитника Отечества, мы будем рассказывать о людях, которые ежедневно совершали и совершают подвиги - ради своих близких и родных, ради жителей Череповца, Вологодской области, страны. Это и те, кто защищал и защищает нашу страну с оружием в руках, и те, кто мирным трудом, своими делами меняет действительность к лучшему: медицинские и социальные работники, волонтеры, спасатели, наставники и пр. Если вы готовы рассказать журналистам о героях нашего времени, звоните по телефону редакции 57-41-14.

Проект "Подвиг" выходит при поддержке АО "Трест КХМ", АО "ЧФМК", ИП Круглова Сергея Александровича, компании "Череповецкие теплицы".

Марина Чадова