Вологодская областная универсальная научная библиотека в преддверии 9 Мая запустила очень интересный информационный ресурс «Культура Вологодской области в годы Великой Отечественной войны» (ссылку на него можно найти на официальном сайте библиотеки). Библиотекари оцифровали 1350 материалов, посвященных культурной сфере нашего края в тяжелую для страны эпоху. «Голос…» «прогулялся» по сайту и отобрал несколько интересных фактов, связанных с Череповцом.
«Мало уюта…»
В январе 1945-го областная газета «Красный Север» сообщала, что во время школьных каникул сотни ребят посетили городской драмтеатр в Череповце. Что смотрели? Пьесы «Поздняя любовь» Александра Островского, «Вынужденная посадка» и «Где-то в Москве» не названных авторов.
Ну а больше всего ребятам пришелся по душе спектакль «Хрустальный башмачок». Автор пьесы в заметке тоже остался безымянным, однако, вероятнее всего, речь идет об одноименной сказке Тамары Габбе по мотивам культовой «Золушки» Шарля Перро. Сказочная классика – актуальна во все времена. Тем более в тяжелые военные годы. Дети есть дети - верят в чудо и счастливый финал.
А в феврале того же года директор череповецкого драмтеатра Петров опубликовал в газете «Коммунист» довольно жесткую статью «Работу театра – на должную высоту», где писал о необходимости модернизации культурного учреждения в рамках социалистического соревнования.
«Череповецкий зритель может сделать много горьких упреков своему театру. Помещение холодное, мало уюта, недостаточное освещение зала и сцены, плохая реклама. Про спектакли зритель отзывается так: играют хорошо, а декорации неважные. А ведь череповецкий гортеатр когда-то сиял полным блеском, а сейчас на сцене фигурируют в различных вариантах 6 колонн и 4 декоративные вставки», - подчеркивал Петров и замечал, что театр должен быть создан силами общественности и соответствовать городу, у которого «большое будущее».
Связь с прошлым
Сохранилась статья, которая в апреле 1942 года рассказала о том, что музей Череповецкого края организовал символичную выставку, посвященную «700-летию разгрома немецких рыцарей на Чудском озере». На экспозиции представили снимки старинных гравюр и олеографий, географические карты, материалы об Александре Невском.
«Большой интерес представляет показанное на выставке древнее вооружение воинов XIII века – щиты, шлемы, найденные при раскопках курганов в Череповецком районе. Музей организовал лекции для рабочих и служащих, а также для домашних хозяек на тему: «Мужественные образы наших великих предков», - сообщалось в заметке.
В октябрьском номере «Коммуниста» за 1944 год писали о выставке Череповецкого краеведческого музея, посвященной 40-летней годовщине со дня смерти художника-баталиста Василия Верещагина. Экспозицию поделили на разделы, связанные с этапами жизни Василия Васильевича и представили целый ряд по-настоящему интересных артефактов.
«Свидетельство о рождении В. В. Верещагина, аттестат, письма к его родственникам, фотографии с юношеских лет до момента гибели, мебель и вещи, принадлежащие родственникам В. В. Верещагина, этюды В. В. Верещагина, исполненные им в Череповецком уезде в 1866 году, его академические рисунки по классу Маркова, этюды картин, относящиеся к 1900 году», - говорилось в заметке.
Хаос в кино
С 1 января по 1 сентября 1942 года череповецкий кинотеатр «Горн» (ныне, как и до переименования, - «Рояль-Вио») посетили 342 тысячи зрителей, из них - 236 тысяч взрослых и 106 тысяч детей.
«Особенно большим успехом у зрителей пользуются фильмы, посвященные Великой Отечественной войне, а также кинокартины, в которых рассказывается о героическом прошлом русского народа, о его борьбе с иноземными захватчиками. Огромный интерес у зрителей вызвали такие кинофильмы, как «Разгром немцев под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Боевые киносборники», «Оборона Царицына» и другие», - сообщали череповецкие журналисты.
В одном из февральских номеров в 1944 году в разделе «Письма в редакцию» гражданин Демин жаловался на кинотеатр «Горн».
«В фойе почему-то непринято иметь достаточное количество стульев, в результате чего большинство зрителей вынуждены в ожидании начала сеанса стоять.
На стенах фойе нет ни одного свежего лозунга…
Зачастую зрители с билетами должны стоять лишь потому, что их места заняты или же безбилетными зрителями, или же зрителями, занявшими чужие места…
Везде принято, что после второго звонка опоздавшие зрители не допускаются в зрительный зал. А вот в кинотеатре «Горн» это правило не соблюдается. После третьего звонка во время показа картины опоздавшие зрители входят в зал, мешают публике смотреть картину», - возмущался Демин и вместе с тем замечал, что все перечисленные недостатки кинотеатру устранить по силам.
Интересно, устранили ли?
Иван Крылов