
Конкурс в Московской государственной академии хореографии большой: в год, когда поступал Ростислав, из 48 мальчиков отобрали 8, из 350 девочек - 40. Юноша окончил пять классов, сейчас учится на первом курсе. Фото: Александр Скворцов
Подготовиться морально
Как правило, свой профессиональный путь танцовщики начинают в детстве.
- Многие родители стараются реализовать неисполненные мечты через своих детей. Это на самом деле печальная история, потому что часто ребенку хочется совсем другого. Здесь, пожалуй, редкий случай, когда угадали, - с улыбкой признается Дмитрий.
Ростислава отдали в танцы в три года, он занимался сразу в двух коллективах. В танцевально-спортивном клубе «Бомонд» мальчик учился бальным танцам, в театре танца «Домино» осваивал современную хореографию, развивал гибкость, растяжку, координацию, чувство ритма – навыки, которые необходимы любому танцовщику.
Еще когда ребенку было семь лет, у родителей возникла мысль отдать его на обучение в МГАХ. Тогда маленький Ростик еще не понимал, зачем ему ехать в другой город, жить и учиться вдали от родителей, и очень боялся. Но следующие несколько лет родители морально готовили его, объясняли, что это лучшая академия в стране, где преподают лучший в мире классический русский балет; ее выпускники могут танцевать в любом театре мира, обретают друзей со всего земного шара. Мальчик посмотрел на эту возможность с другой стороны и сам начал стремиться поступить в академию.
Пройти конкурс
В академию хореографии принимают ребят не старше 11 лет и после окончания начальной школы. То есть у детей на поступление есть только одно лето. При этом конкурс серьезный, 10 человек на место!
Обычно поступление проходит очно, комиссия оценивает абитуриентов по ряду параметров. Нужно показать упражнения на выворотность, приседы, прыжки и т. д. Конечно, не каждый ребенок психологически выдержит такой экзамен: в чужом городе, в нижнем белье, перед незнакомыми людьми! Но поступление Ростислава пришлось на пандемию коронавируса, и московская академия приняла решение организовать отбор детей по видеопрезентации. Условия были более лояльные: ребенок на камеру выполнял задания в своем зале, с родным педагогом и родителями.
В рейтинге поступающих из 48 человек Ростислав оказался девятым, тогда как мест для мальчиков было всего восемь! Родители начали переговоры с другими хореографическими училищами страны, но вдруг раздался звонок из Москвы: «Вы поступать не передумали?» Один мальчик выбыл, Ростислав поднялся на восьмое место. В экстренном порядке нужно было пройти медкомиссию, в последний день папа приехал в Москву, чтобы подать необходимые документы… И так, благодаря «череде счастливых случайностей», Ростислав стал студентом МГАХа.
- Когда у нас возникла мысль поступать в Москву, это казалось чем-то сверхъестественным. Но когда я начал этим всем заниматься, оказалось, что это не сложнее, чем поступать в школу рядом с домом: написать заявление, отправить видеопрезентацию, привезти документы, – говорит Дмитрий. – Конечно, мы не были готовы к финансовой нагрузке, которая легла на наши плечи. Обучение бюджетное, но сборы в академию, проживание и питание в интернате обошлись в крупную сумму. Но ничего, пережили.
По строгому расписанию
Дети обучаются в академии восемь лет: пять классов (основное общее образование) и три курса (среднее профессиональное образование, притом их два: музыкальное, по классу фортепиано, и хореографическое - артист балета и преподаватель). В академии есть все необходимое: учебные и хореографические классы, столовая, медицинский кабинет, интернат.
Распорядок дня у будущих артистов балета очень жесткий: подъем по времени, каждый день от семи до десяти уроков, включая спецпредметы (классический и народно-характерный танец), подготовка домашнего задания, час свободного времени и отбой в 21.00 (у старших – в 23.00). До пятого класса самостоятельный выход на улицу запрещен, есть только прогулки с воспитателем; с пятого класса возможен самостоятельный выход из академии на один час; у студента курсов - на три часа, при этом нужно брать разрешение у воспитателя.
- Первый год обучения был очень сложным для нас. В связи с пандемией допуск родителей в интернат был запрещен. Нельзя было посмотреть, как обустроился ребенок в комнате, не нужно ли ему что-то. Каждый вечер ребенок звонил со слезами. Этот период длился в течение 3 - 6 месяцев. Чем дальше, тем проще. Сейчас дай бог он раз в неделю позвонит, уже хорошо, - смеется Дмитрий.
Поступив восьмым по списку, Ростислав к концу пятого класса поднялся до третьего места в рейтинге класса среди мальчиков. Но это уже не родительская история.
- Это история про мальчика, который умеет пахать, и это не доставляет ему каких-то болезненных ощущений, ни эмоциональных, ни физических. Если ты не пашешь, будешь болтаться на последних местах, не в основных составах. А у ребенка такой склад, что ему надо быть на лидерских позициях, - говорит Дмитрий. – Мы с женой можем дать какой-то совет, если он попросит, но в обучение не вмешиваемся, он справляется самостоятельно.
Пробиться на сцену
Все юные танцовщики задействованы в отчетных концертах и спектаклях, которые проводятся внутри академии. Спектакли организованы серьезно: новые костюмы, живой оркестр, видеоэкраны с декорациями. В прошлом году Ростислав танцевал в массовой сцене спектакля «Щелкунчик», в этом году он задействован в двух номерах кордебалета в «Коппелии».
Также все учащиеся академии посещают генеральные прогоны спектаклей Большого театра. Ребята могут побывать в этой атмосфере, посмотреть на других артистов и представить себя на сцене.
В свои 15 лет Ростислав уже видел спектакли в Большом: «Чиполлино», «Щелкунчик», «Снежная королева» - и даже сам танцевал в «Коппелии». Как ему это удалось? В академии вывешивают списки, кто должен присутствовать на репетициях к спектаклям Большого театра, чтобы выучить постановки. Участников делят на два состава - «золотой» и второй, на случай, если кто-то по болезни или другой причине не сможет выйти на сцену. Ростислава в этих списках не оказалось. Тем не менее юноша сам пришел на репетицию, встал сзади и начал учить. Педагоги обратили на это внимание, и его взяли в состав.
Решение о том, кто из студентов будет танцевать, принимают выпускающие хореографы театра. Один из них не включил Ростислава в спектакль, но, когда на следующий день представление повторялось, другой хореограф допустил юношу. И Ростислав выступал в составе кордебалета на исторической сцене Большого театра, видел за кулисами мэтров, прим и премьеров балетной труппы! А в этом году он готовится к «Коппелии» и «Щелкунчику» в качестве участника «золотого» академического состава.
В этом году Ростислав Черепанов выступил на шоу «Мисс Северсталь».
Фото: Анастасия Ташева
Пути развития
Первые пять классов академии у студентов каникулы осенью, зимой, весной и летом, как и в обычной школе. У тех, кто учится на курсах, каникулы только два месяца летом и две недели после Нового года. И если раньше Ростислав приезжал домой четыре раза в год, то теперь родители увидят его, возможно, совсем нескоро: в новогодние праздники могут поставить спектакли в театре, а летом возможна поездка в образовательный центр «Сириус», с которым академия тесно сотрудничает.
Приезжая на каникулы, Ростислав всегда навещает своих педагогов, собирается в компании череповецких друзей. А этим летом юноша танцевал в Ледовом дворце на шоу «Мисс Северсталь», получил за это первый гонорар и был несказанно счастлив.
- С тех пор как Ростислав поступил в академию, мы не могли видеть, как он развивается. В Ледовом я впервые за пять лет увидел, что из этого получилось, и порадовался, – говорит Дмитрий. – Как родители мы рады, что он, обучаясь, ощущает себя на своем месте. Воспитать человека, который несет культуру в массы, очень важно: эта профессия очень значимая для мира, без культуры мир не сможет существовать.
По окончании обучения некоторые выпускники академии получают приглашение на работу в ведущих театрах страны. Можно стать премьером или танцовщиком кордебалета, можно преподавать в хореографических училищах или открыть свою частную школу. Путей в этой сфере много, и что выберет Ростислав - покажет время.
Марина Чадова