16+

«Я пересмотрела свою жизнь»

29 июня

Не многие знают, что перед освобождением с заключенными проводится работа, которая должна помочь им адаптироваться к жизни на свободе и устроиться так, чтобы свести к минимуму риск «повторных ошибок».
Это называется пробация. Мы поговорили со специалистом, отвечающим за это направление, а также с бывшей заключенной, которая смогла начать новую жизнь в том числе благодаря пробации.

Госуслуги.jpg
С 1 января 2025 года на портале госуслуг появился сервис пробации для осужденных.
То есть теперь заявление о применении пробации можно подать через «Госуслуги» (услуга «Заявка на оказание помощи в рамках пробации»).
Фото: из архива редакции

За 9 месяцев
Старший инспектор группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных череповецкого следственного изолятора № 3 Алена Колпакова рассказала нам, что в России закон о пробации вступил в силу 1 января 2024 года. Если использовать официальную формулировку, то пробация – это совокупность мер, применяемых в отношении осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы и исправительных центров, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

Подготовка осужденных к освобождению начинается не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока наказания. С осужденными проводится беседа. В частности, администрация выясняет, где человек намерен жить после освобождения; если ему негде жить, он может написать заявление на оказание помощи в бытовом устройстве. Выясняют, где он намерен работать и/или учиться, и в целом разговаривают о его планах на будущее. Также осужденный может сам обратиться к администрации исправительного учреждения с письменным заявлением и попросить о содействии в решении какой-либо конкретной проблемы.

- Часто ли люди откровенно говорят о своих жизненных планах? – спросили мы у Алены Колпаковой. - Они же могут сказать, что собираются пойти в институт, защитить докторскую и полететь в космос.

- Нет, обычно люди рассказывают более искренне. Практически всем хочется исправиться, каждый думает, что не вернется в исправительное учреждение повторно. У большинства цель после освобождения – найти работу; у кого нет семьи – создать семью. А еще многих волнует общение с родственниками. Это, пожалуй, основные вопросы.

Отметим, что большая часть заключенных в СИЗО, где работает Алена Владимировна, отбывают наказания за преступления, связанные с наркотиками и мошенничеством. Гордиться нечем, но и крест на всех таких людях ставить не стоит.

Алена Колпакова (1).JPG
Алена Колпакова отмечает, что ярмарки вакансий в исправительном учреждении интересны и заключенным (которые могут узнать о конкретных вакансиях, профессиях, проконсультироваться со специалистами, познакомиться с работодателями и пр.), и работодателям (которым это, помимо прочего, помогает решить проблему нехватки кадров). Фото: Елена Бжания

Ярмарки вакансий
 Для заключенного составляется индивидуальная программа, в которой прописываются планируемые мероприятия. Чаще всего мероприятия и в целом помощь связаны в первую очередь с содействием в трудоустройстве. Иногда дело упирается в отсутствие профессии, иногда - в зарплату.

- Одна из самых больших проблем для осужденных – найти достаточно оплачиваемую работу, - говорит Алена Владимировна. – У некоторых бывают завышенные запросы, но обычно речь все же о том, чтобы, как говорится, хватало на жизнь, особенно если у человека есть семья.

В исправительном учреждении организуются курсы подготовки к освобождению. На занятиях заключенным объясняют их права и обязанности, стараются сформировать правопослушное поведение, дают знания и навыки, которые должны способствовать успешной адаптации после освобождения. Непосредственно в исправительном учреждении заключенные мужчины могут пройти обучение на разнорабочего, а женщины – на швею.

- У нас в следственном изоляторе для осужденных отделением центра занятости населения по Череповцу и Череповецкому району ежеквартально организуются ярмарки вакансий с участием работодателей, - продолжает Алена Колпакова.

- Какие вакансии в основном предлагают на ярмарках?

- Из мужских, наверное, чаще всего – монтажники, подсобные рабочие, из женских – пожалуй, швеи, повара.

Иногда договор (или договоренность) с работодателем заключается еще до выхода заключенного на свободу. Также можно договориться с отделением центра занятости насчет профессионального обучения.

«Почему бы и нет?»
Анастасия пробыла в местах лишения свободы чуть больше трех лет. Она попала туда, не имея специальности, лишь с неполным средним образованием. (Что, кстати, было довольно трудно представить во время нашей беседы, потому что у Анастасии грамотная и хорошо поставленная речь.) Профессиональное образование молодая женщина получила, находясь в исправительном учреждении.

- Сотрудники воспитательного отдела и социальный работник предложили отучиться на швею, и я согласилась – подумала: «Почему бы и нет?» Училась я три месяца. К нам приезжал специалист, проводил занятия, потом у нас была практика, и мы сдавали экзамены. Это все происходило в учреждении.

- Вы нашли работу уже после освобождения или до? Мне сказали, что есть возможность и до освобождения познакомиться с некоторыми предложениями работодателей.

- У нас в учреждении была проведена ярмарка вакансий - приезжали работодатели,
познакомились с нами, они рассказывали о своем предприятии, мы рассказывали о себе. Меня заинтересовала одна вакансия, и впоследствии я на нее устроилась. То есть, получается, в учреждении я уже заранее знала, куда пойду дальше работать.

- Может быть, не очень приятный вопрос, но все-таки. Нет ли на работе каких-то проблем, например косых взглядов коллег, из-за того, что вы раньше находились в тюрьме?

- Ну, о том, что я раньше находилась в тюрьме, знает только мой работодатель. В коллективе это не распространяется, то есть это закрытая информация - между работодателем и мной. С коллективом общение выстраивается с чистого листа, а дальше коллеги уже смотрят, как ты работаешь, к чему стремишься.

- А к чему вы стремитесь в плане работы?
- Стремлюсь дальше развиваться, почерпнуть больше чего-то интересного, научиться чему-то новому, достичь необыкновенных высот.

Вклад в будущее
 Анастасия признается, что ей по-настоящему нравится ее работа:
- Она очень интересная.
 - А профессиональные навыки пригождаются в быту? Может быть, вы, скажем, кому-то из семьи тоже что-то шьёте?
- Да, навыки пригождаются, еще как, - улыбается Анастасия.

- Почему вы вообще решили получать профессию? Почему не подумали: «Да на кой мне все это надо? Отстаньте от меня, мне бы только выйти» - и не махнули рукой?

- Ну, пока ты находишься в местах лишения свободы, ты немножко, как бы правильнее сказать, деградируешь – в том смысле, что у тебя нет никакого развития, у тебя четыре стены и каждый день какая-то определенная работа. А здесь появилось что-то новое, развитие для себя - большой вклад в свое будущее. Да ведь и в принципе нужно стремиться к тому, чтобы стать лучше.

- А могу я спросить, за что вы были осуждены?

- У меня статья 228, часть вторая. Употребление наркотических веществ. Мне места лишения свободы действительно пошли на пользу, я взглянула на все с другой стороны, пересмотрела свою жизнь, расставила для себя уже абсолютно другие приоритеты.

- Расскажите немного об этих приоритетах, пожалуйста.

 - Смотрите, прежде всего, ты ставишь на первое место свою дальнейшую жизнь. Ты строишь планы, ставишь цели и пытаешься их достигнуть. И также на первом месте оказывается твоя семья. У меня есть родители, есть дети. Изначально я как бы забыла про семью – про то, что она у меня есть, что она меня любит. У меня были друзья, но, когда я оказалась там, где оказалась, друзей по факту не стало, остались лишь родственники. И я начала ценить родных, поняла, что я для них важна и что нужно отдать всю себя именно своей семье и именно своему будущему, а не кому-то или чему-то, находящемуся рядом с тобой лишь временно.

Швейная машинка (1).JPG
Анастасии и на работе, и дома пригождается профессия швеи, полученная в исправительном учреждении. На вопрос о том, сложно ли было учиться, она отвечает: «Совсем нет. Было интересно узнать что-то новое, получить новые умения». Фото: из архива редакции

Помощь, адаптация, реабилитация
Есть три вида пробации: исполнительная (для тех, кто нарушал закон, но не лишался свободы - например, получал штрафы за правонарушения), пенитенциарная (для заключенных, в том числе в рамках подготовки к освобождению) и постпенитенциарная (для тех, кто уже освободился и попал в трудную ситуацию). Цели любой пробации, помимо оказания помощи (в получении или восстановлении документов, в трудоустройстве, психологической, юридической помощи и пр.), - корректирование социального поведения, социальные адаптация и реабилитация. Но в этой статье мы говорим о пенитенциарной пробации.

Елена Бжания