Руководитель АНО «Деревня будущего» Анна Красушкина много лет занимается общественной деятельностью в Череповце и Череповецком районе. Сейчас она живет в Краснодарском крае и приняла участие в волонтерских работах по ликвидации последствий разлива мазута в Черном море. «Голосу…» Анна рассказала о том, как проходят эти работы, и о своих впечатлениях.
Потрясение. Анна Красушкина работает в школе села Дивноморского под Геленджиком.
- Разлив мазута в Черном море стал большим потрясением для Краснодарского края, особенно для курортных городов. Здесь практически все живут за счет туризма: море, пляжи и чистый воздух - главное местное богатство. Анапа больше всего попала под удар, но пострадали и другие населенные пункты, так как все это одна экосистема, один берег. Случилась действительно катастрофа, потому что Анапа и станицы вокруг - это детские курорты, с санаториями и песчаными пляжами, которые теперь загрязнены, это повлечет серьезные экономические последствия. Конечно, все жители сразу объединились, сразу был развернут штаб у губернатора Краснодарского края, объявлена – и действует сейчас – чрезвычайная ситуация краевого уровня.
В станице Благовещенской под Анапой координируют и проводят работы по очистке берега, а в селе Витязево занимаются очисткой птиц от мазута (если их не очистить, птицы погибнут).
- В местных пабликах постоянно идет набор волонтеров, публикуются адреса и телефоны координаторов, - продолжает Анна. - Перед каникулами некоторые учителя из нашей школы уже ездили на уборку берега - по своей воле, их никто не заставлял. Моя нагрузка не дала мне возможности поехать в декабре, но я сразу планировала, что поеду на праздниках. Позвонила в администрацию Геленджика (телефоны, по которым можно обратиться, везде в открытом доступе) и записалась на автобус. Кстати, места были заняты на пару дней вперед, и это несмотря на плохую погоду и похолодание.
Анна с другими волонтерами приехала в станицу Благовещенскую.
- Там выдают инструменты, средства защиты, в том числе одноразовые комбинезоны, сапоги (тем, у кого нет), перчатки, лопаты. Тут же развернута полевая кухня, где готовят, потом еду развозят по пунктам обогрева волонтеров на пляже. Весь берег от Благовещенской до Анапы поделен на сегменты, за каждый сегмент отвечает определенный муниципалитет. Вся эта территория ежедневно очищается. Но море выносит все новые и новые «порции» мазута, поэтому работа продолжается.
- Расскажите, пожалуйста, о работе чуть подробнее.
- Есть часть берега совсем близко к морю, куда вода выносит свежие пятна мазута, их очень легко убирать лопатой и сразу складывать в мешки. Это несложно делать, поскольку мазут не перемешан с ракушечником. Но чуть дальше, где уже нет линии волн, конечно, ужас - целая полоса старого мазута, который уже перемешался с песком (в глубину сантиметров на 30, возможно, больше). Вот это убирать очень тяжело, мазут в мешки грузят вместе с песком, потому что отделить его невозможно. Песок мокрый, тяжелый, мазут тоже тяжелый, вязкий. За день работы волонтеры наполняют сотни мешков, которые в конце дня забирают другие волонтеры – вдоль берега едет трактор с прицепом, в этот прицеп и складывают мешки.
Использовать этот песок нигде нельзя, он токсичен. В официальных пабликах пишут, что его отправляют на переработку. Но все понимают, что пока эти мешки просто складируются вдалеке от людских глаз и продолжают загрязнять воздух, грунтовые воды, негативно влиять на растения и животных.
Ущерб. Во-первых, экосистеме нанесен страшный вред разлившимся мазутом.
- Пострадавшие птицы – это то, что видно сразу; но есть еще толща воды, под которой мазут, осевший на дне. Токсичные вещества много лет будут проникать в организмы и влиять на дельфинов, рыбу, водоросли, моллюсков, планктон... Мне кажется, сейчас ни один ученый не даст прогноза о том, к каким последствиям все это приведет.
Во-вторых, немалый вред может быть нанесен людям, которые поедут отдыхать на загрязненный пляж.
- А люди, скорее всего, поедут, - грустно продолжает Анна, - как только все «запорошит» песком и мазута не будет видно. Но мазут будет продолжать выделять ядовитые вещества и в море, и на берегу.
Наша собеседница отмечает, что сами по себе пляжи, на которые пришелся основной экологический удар, - дикие, за ними фактически никто не присматривает. На песчаной косе под Благовещенской нет ни контейнеров для мусора, ни туалетов, ни регулярной уборки. Иными словами, еще до разлива мазута пляж был очень загрязнен: мусор и выносило море, и оставляли отдыхающие. Тем не менее летом здесь всегда тысячи туристов, которых манит море и золотой песок...
В тяжелых условиях. Конечно, сейчас экологические проблемы усугубились во много раз. И эта трагедия объединила весь Краснодарский край и вообще неравнодушных людей для борьбы с бедой.
- Что касается добровольцев, то практически вся Анапа волонтерит на берегу и на пунктах отмывания птиц днем и ночью. Из каждого муниципалитета каждое утро под Анапу отправляются автобусы с добровольцами.
Например, из Геленджика автобусы отходят каждое утро в 6 часов и они всегда заполнены. Знаю, что транспорт предоставляет строительная компания, причем зарубежная, она же отправляет на уборку ежедневно по 30 - 40 рабочих. Добровольцы, с которыми мы бок о бок работали целый день, были гражданами Сербии и Таджикистана. С питанием волонтерам помогают местные компании общепита. Организована полевая кухня, где готовят полноценный обед – суп и второе; причем для мусульман готовят отдельные блюда без свинины. Инструменты, защитные средства, продукты питания, техника - все имеется в достаточном количестве, потому что туризм - это важнейшая отрасль для местных и все люди сплотились для того, чтобы максимально восстановить чистоту природы.
Волонтеры трудятся в тяжелых условиях.
- В это время года море часто штормит, дует сильный ветер, часто идут дожди. Приходится работать в защитных костюмах, дождевиках и респираторах, чтобы не надышаться вредными парами. Убирать мокрый песок, смешанный с мазутом, очень нелегко, тем не менее это делают и мужчины, и женщины, и местные, и приезжие. В общем, беда пришла на Кубань, вины которой в случившемся нет, но все объединились и трудятся плечом к плечу, чтобы для всей страны спасти уникальное Черное море.
Последствия не устранить полностью
Анна Красушкина: «Команда нашей организации более 10 лет занимается экологическими проектами. Например, сейчас при поддержке Фонда президентских грантов реализуется проект «Экологический фестиваль «Зеленый рок», в ходе которого мы развиваем раздельный сбор отходов в деревнях Череповецкого района, - говорит Анна Красушкина. – Мы взаимодействуем с различными экологическими организациями, проходим обучение. Конечно, я не эксперт по экологии, но выскажу свое личное мнение. То, что произошло в Анапе, - это катастрофа, последствия которой устранить полностью не удастся никогда».
Елена Бжания
газета «Голос Череповца»