16+

Птицы, дельфины и люди

4 февраля 2025

Хотя экологическая катастрофа на Черном море случилась больше месяца назад, тема не перестает быть острой, в том числе и для Вологодской области.

15 декабря прошлого года из-за разлома корпусов двух танкеров произошел разлив мазута в Керченском проливе, возле Анапы. Сказать, что событие отразилось на местной экологии, - это ничего не сказать. Своими впечатлениями поделилась череповчанка Мария Зубова, которая оказалась на Черноморском побережье еще до разлива и застала начало катастрофы.

На свой страх и риск. Мария Зубова - начальник отдела экологического просвещения и туризма Дарвинского заповедника. Так получилось, что она была в Новороссийске, когда произошла катастрофа.

- Новороссийск находится в бухте, мазутные пятна туда не дошли, но уже в первый день я увидела птиц, испачканных мазутом, а, наверное, день на третий стали появляться мертвые дельфины – тела выбрасывало на берег. Обо всем этом мы сообщали на горячую линию.
Мазут – вещество весьма токсичное, и убирать его без спецодежды, спецобуви и респиратора нельзя. После катастрофы все это приобреталось и выдавалось волонтерами самостоятельно.

- Из-за новогодних праздников организация от официальных органов была практически нулевой. Люди все делали на свой страх и риск, своими силами – собирали деньги, покупали снаряжение, химикаты и лекарства, кто-то помогал с едой – привозили обеды, вообще удивляет уровень самоорганизации людей.

Чей приказ? От разлива мазута очень пострадали птицы. Вещество не только отравляет организм, но и повреждает структуру пера. После того как птицу отмывают от мазута, должно пройти время, чтобы восстановился липидный слой, благодаря которому перья водоплавающих птиц не промокают. Был скандал со страусиной фермой, где содержалось более 700 птиц, - туда приехали некие чиновники, чтобы изъять 160 голов и выпустить их в штормовое море, в результате чего птицы погибли. По этому факту сейчас заведено уголовное дело, прокуратура проверяет причастных, выясняют, кто из чиновников отдал такой приказ.
Мария Зубова вместе с единомышленниками мониторили побережье (сообщали о найденных птицах и дельфинах, в том числе мертвых, все это важно зафиксировать), жертвовали посильные средства на приобретение необходимого снаряжения.

- Птиц от мазута я не отмывала, там сами организаторы писали, что, если вы приезжаете только на день-два, лучше и не начинать, ведь целый день тратится только на то, чтобы научиться отмывать птиц, и просто не хватит ресурсов, чтобы обучать тех, кто на следующий день уедет.

Больше или меньше. «Как вы считаете, может ли катастрофа в Черном море отразиться на нас?» – спросили мы у Марии.

- Напрямую это может и не сказаться, но опосредованно - обязательно. Например, может стать меньше перелетных птиц, которые живут у нас, но останавливались на пролете на Черном море. Черноморская рыба вряд ли попадет к нам на стол, но гипотетически это может случиться, и хорошего в этом будет мало... И разумеется, катастрофа скажется на всем Черном море. Не будет такого, что возле Анапы катастрофа, а в Сочи, в Крыму, в Турции и других черноморских странах все хорошо. Разлив мазута скажется на всех, просто на ком-то больше, на ком-то меньше. Есть прогнозы, что в Анапе 20 лет не будет туристического сезона, но я в этом сомневаюсь – наши туристы ездят даже туда, где в данный момент происходят революции и землетрясения.

Капля в море
Мария Зубова: «Меня поразила самоотверженность людей со всей страны, которые в меру своих возможностей помогли и до сих пор помогают бороться с чрезвычайной ситуацией, с которой вообще-то должны бороться не они. Но почти все, что касается спасения животных, отдано на откуп волонтерам, а не официальным службам. Единственное – заповедники и национальные парки, которые находятся на побережье, предпринимают меры по защите своих территорий от этих мазутных пятен, но это капля в море. Глобально проблему так не решают».

Елена Бжания
газета «Голос Череповца»

Дельфин 3.jpg