16+

Прокуратура занялась темой абортов

7 марта

Череповчанка, которой отказали в искусственном прерывании беременности, обратилась в прокуратуру.

Первой жительницей области, обратившейся в прокуратуру из-за отказа в проведении аборта, стала вологжанка Анна Минина (подробнее об этом вы можете прочитать на стр. 8). Вскоре аналогичное заявление в прокуратуру города написала и череповчанка Ирина (фамилию женщина попросила не указывать). Также подготовлены и депутатские запросы, в том числе в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

«Не готова». У Ирины с мужем есть сын и дочь. Снова становиться родителями супруги не собирались, поэтому предохранялись. Но даже самая надежная контрацепция может подвести. В конце января Ирина заподозрила, что беременна. Записалась на прием в женскую консультацию. Записали женщину на 28 февраля, поскольку врачей не хватает. Почувствовав себя хуже, Ирина в середине февраля сходила на платное УЗИ – беременность подтвердилась, поставили срок 7 недель и 4 дня.

- Я не хочу рожать в сорок лет, не готова я к этому, - говорит Ирина.

Она снова обратилась в женскую консультацию, сдала все необходимые анализы, а когда пришли результаты, прошла обследование у гинеколога, проконсультировалась с психологом. На обследовании гинеколог уже поставил срок 11 недель. (Да, мы ничего не напутали: 14 февраля поставили 7 недель и 4 дня, а 25 февраля – 11 недель.) А аборт по желанию делается на сроке до 12 недель.
Утром 27 февраля Ирина приехала в больницу, но там ей внезапно отказали, даже при наличии направления от врача.

- Сказали, мол, аборты запрещены и наши головы полетят. Никаких документов по поводу отказа мне не дали. А у меня, получается, в это воскресенье последний день, когда можно сделать аборт, – рассказывая, Ирина плачет. - Я съездила в прокуратуру, написала заявление, но там сказали, что за два дня в любом случае ничего решить не могут. Видимо, придется срочно ехать в Ярославль.


«Просто отвратительно». У череповчанки Анастасии (имя изменено), тоже позвонившей в нашу редакцию, ситуация иная. Ее беременность была запланированной и желанной – они с мужем готовились, сдавали анализы, пили витамины… Но на УЗИ обнаружилась анэмбриония, то есть отсутствие зародыша в плодном яйце, само яйцо при этом растет. Здесь единственный выход – прерывать беременность. Анастасии велели обращаться в гинекологию по месту прописки.

- Там предложили пойти на прием 4 марта, сказали, что на приеме дадут направление на анализы, их надо будет сдать, и только после 8 марта… Мол, чего вы хотите, врач всего один. А у меня тогда был срок 6,5 недели. До 7 недель можно сделать медикаментозный аборт, он более щадящий. Я уже не говорю о психологическом состоянии: каково мне было ждать две недели? Я съездила в Ярославль на медикаментозный аборт. Слава богу, что у нас есть на это деньги (в общей сложности ушло около 17 тысяч рублей). А как быть женщинам, у которых менее благополучное материальное положение? Я не представляю. То, что происходит сейчас, просто отвратительно.

«Закон никто не отменял». 27 февраля прокуратура Вологодской области сообщила: «В связи с размещением в средствах массовой информации сведений об отказах жительницам региона в оказании медицинской помощи по искусственному прерыванию беременности, органами прокуратуры области организована проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения. <…> При поступлении сведений о нарушениях законодательства в данной сфере будут организованы соответствующие проверки и при наличии оснований приняты меры прокурорского реагирования».

Депутат Государственной думы Алексей Канаев рассказал, что получил обращения от женщин, которым отказали в медицинской помощи по прерыванию беременности в государственных больницах Вологодской области.

- Оставим за скобками дискуссию, как относиться к абортам, - говорит он. - Это тема для отдельного разговора. Сейчас важно одно: закон Российской Федерации никто не отменял. А он гласит, что такую помощь обязаны предоставлять в рамках обязательной программы государственных гарантий. В этой связи подготовил несколько депутатских запросов, в том числе в Генеральную прокуратуру.

Мы не за аборты, а за право выбора
Мы знаем, что тема абортов уже многим набила оскомину. Некоторые удивляются, чего же это жительницы Вологодской области так яро отстаивают свое право на «убийство своих детей». Речь не о праве на «убийство», а о праве на выбор. Если женщина против запрета абортов, это не значит, что она мечтает сделать аборт. Это значит, что женщина боится оказаться в ситуации, когда аборт будет для нее лучшим выходом, а она не сможет этим выходом воспользоваться.
А еще нам искренне обидно за медиков, которые, по сути, оказались между молотом и наковальней.

Несемся в светлое будущее

Власти Вологодчины официально призвали все медучреждения отказаться от лицензии на оказание процедуры по искусственному прерыванию беременности.

«Берем на контроль каждый случай аборта», - заявил губернатор Вологодской области Георгий Филимонов после состоявшейся 25 февраля встречи с врачами частных и государственных клиник по вопросу народосбережения в регионе. «Скорее всего, возьмут на контроль и процесс зачатия», - грустно шутят пользователи соцсетей.

Меры и цель. Как отметил сам губернатор, в обсуждении важнейшей темы приняли участие иерей Федор Лукьянов, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва, учредитель благотворительной организации «Спаси жизнь» Владислав Юрьев, а также представители медицинского сообщества региона. «Темп снижения населения Вологодской области в течение последних 5 лет превышает 3,4 % при среднероссийском уровне в 0,4 %, - сообщил Георгий Юрьевич. - Самый русский регион России вымирает…» Потом идет перечисление мер по поддержке семей с детьми, в том числе многодетных семей. Мы о них уже писали в статье от 18 февраля. Но на сей раз добавились «новые меры, которые должны создать благоприятные условия для выхода из депопуляции Вологодчины».

Одной такой мерой является акушерский туризм (да-да, это формулировка губернатора): приезжие женщины смогут получить 50 тысяч рублей за рождение ребенка в нашем регионе. Условие для получения выплаты одно — местом рождения ребенка должна быть указана Вологодская область. «Прошу пояснить смысл акушерского туризма, - пишет один из комментаторов на странице губернатора. - Наша область из бюджета (из кармана налогоплательщиков) заплатит каким-то неместным женщинам 50 тысяч рублей, а потом они с ребенком уедут к себе по месту жительства? Что хотим увеличить - количество записей актов о рождении в ЗАГСе или реальную численность населения области?»
Вторая мера - ЭКО-туризм (тоже его словотворчество).

«За счет областных средств обеспечиваем проведение этих процедур. За 5 лет благодаря ЭКО родились 1725 детей. Продолжим финансирование процедур».

Подходим к сути дела. Вновь просто процитируем сообщение главы области: «Только за прошлый год регион потерял 1505 потенциальных беременностей по желанию женщины. Берем на контроль каждый случай аборта. Лицензию на проведение абортов имеют 25 государственных и 16 частных медорганизаций. Мы призываем полностью отказаться от лицензии на оказание процедуры по искусственному прерыванию беременности. Исключения: при наличии медицинских противопоказаний; беременность после преступных действий в отношении женщин. За принятие этого решения мы предоставляем частным клиникам компенсацию. Добросовестным участникам рынка будем помогать. Наша цель - здоровая, сильная, процветающая Вологодчина с явным образом светлого будущего».

Призывы и опасения. «Вологда молодчики, надеюсь волна добра и до москвы доберется», - написал в комментариях к вышеупомянутому посту Иван (орфография и пунктуация сохранены). «Все же думаю, что родившиеся благодаря инициативе губернатора дети впоследствии будут ему весьма благодарны», - написал Александр (Саня) в комментариях уже к посту в группе нашей газеты. «Давно пора такой закон было ввести. Аборт - убийство», - убеждена Елена. «Я не сторонник абортов, но творится какой-то тихий ужас, - пишет Анна. - Сначала закрывают магазины, выгоняя работников, в основном женщин, на улицу, а потом распоряжаются их жизнями, запрещая делать аборт». «Медицинский аборт или аборт в подпольных условиях - что будет лучше для любой женщины? – задается вопросом Надежда. И предлагает: - А прежде чем запрещать, создайте условия к рождению и воспитанию этих деток, тогда и можно будет обсуждать, рожать или нет».

В общем и целом на разных интернет-площадках противников идеи о запрете абортов гораздо больше, нежели сторонников. Некоторые призывают писать обращения в прокуратуру, Следственный комитет РФ и даже президенту страны, но чаще люди просто делятся возмущением, а еще - опасениями:

* Появление нелюбимых детей, из-за которых семьи станут несчастнее.

 * Увеличение количества детей-сирот. И того хуже – детей, «выброшенных на помойку или в мусоропровод».

 * Опасность для жизни и/или вред для здоровья женщины из-за подпольных абортов либо прерываний беременности «народными методами».

 * Возможные суициды женщин, которым отказали в аборте.

 * Здоровье будущих детей. Да, аборты по медицинским показаниям остаются незапрещенными, по крайней мере формально. Но не будет ли неформального указа поднимать показатели рождаемости всеми доступными методами? И не будут ли медицинские организации или отдельные медики ради материальной выгоды убеждать женщину рожать, даже если у плода выявлена серьезная патология? У нас есть множество хороших, честных, профессиональных медиков; это совершенно точно, без иронии или сарказма. Но где гарантия, что кому-то из пациенток не попадется непорядочный медик, который, чтобы начальство было довольно или чтобы получить обещанные выплаты, поспособствует сохранению беременности, независимо от здоровья будущего ребенка?

Не бумажный запрет. В тот же день, когда глава региона встречался с медиками, наши коллеги на телеканале «Русский Север» выпустили видеосюжет о многодетной вологжанке, которой отказались делать аборт. Поскольку негласный запрет на аборты в области действует уже не первую неделю (то есть появился задолго до встречи), подобные истории уже попадали в СМИ. Но тут женщина не побоялась назвать имя и фамилию и не отказалась от съемок.

У Анны Мининой и ее мужа четверо детей, появление каждого ребенка, как объясняет сама Анна, было обдуманным шагом. Недавно Анна снова забеременела, притом что использовались противозачаточные средства. К пятому ребенку они с мужем не готовы по объективным причинам.

Женщина сдала все анализы, прошла консультации у гинеколога и психолога, получила направление на аборт, но в день процедуры получила отказ – Анну направили не на операцию, а снова к психологу. А после велели подождать главного врача.

- Главврач отказалась выйти и что-либо объяснить, - рассказывает Анна. - Просто без причины, без объяснения развернули, отправили домой.

Когда в медучреждение вместе с Анной приехала съемочная группа, представитель больницы сказала:
- На данный момент по распоряжению министерства здравоохранения области медицинские аборты временно, до решения вопроса на уровне правительства, на территории Вологодской области не проводятся.

- Можете показать мне бумагу о запрете? – спросила Анна.

- Бумаги я вам не покажу.

 - А на каком основании тогда?..

 - Вам было сказано: на данный момент принято решение на уровне министерства здравоохранения. В любой ситуации эти вопросы будут решаться коллегиально.
И понятно, что винить врача нельзя, медики – такие же заложники ситуации.

Анна не просто многодетная мать, у нее уже есть внук, с которым тоже нужно помогать.

- Сейчас я понимаю, что не готова родить еще одного ребенка и посвятить себя его воспитанию. Почему-то никого не волнует ни моральное состояние женщины (воспитать ребенка - это нелегко), ни материальное (сейчас квартиру не купить, сейчас вообще тяжело)…

«Антиакушерский» туризм
Пока одни, как предполагается, поедут на Вологодчину рожать, другие наверняка поедут в соседние регионы на аборт. Примеры цен. В Ярославле (включая УЗИ): медикаментозный аборт - от 9200 до 15 000 рублей (в зависимости от препарата), хирургический – от 6600 до 8600 рублей. В Тихвине: медикаментозный аборт (до 7 недель) – 15 500 рублей (включая УЗИ). Добавьте билет, скажем, на поезд (плацкарт, цена на сайте): и до Ярославля, и до Тихвина примерно от 1300 рублей в одну сторону. И еще, возможно, женщине, чтобы не трястись в дороге сразу после операции, потребуется остановиться в хостеле или гостинице.

Елена Бжания
газета «Голос Череповца»

1 _M0L_5410.JPG