Вадим Виноградов учится в 1-м классе школы № 21. Он является выпускником детского сада № 39. Вадим с теплом вспоминает о любимой воспитательнице Светлане Геннадьевне. Вспоминает, как вместе с ней и ребятами работал над увлекательным исследовательским проектом. Дело было так. Прошлой зимой на прогулке в детском саду он долго рассматривал тихо падающие снежинки. Вадим спросил: «А как появляются снежинки? И почему все снежинки такие разные?» Другие мальчишки и девчонки тоже заинтересовались этими вопросами и так увлеклись, что провели целое исследование.
Шестиугольные кристаллики. «Ребята проявили немалое усердие, стараясь разгадать тайну этих удивительных творений природы - снежинок, - отметила воспитатель Светлана Жандарова. - В школе они смогут поделиться своими знаниями и открытиями с учителем и одноклассниками. Работа над такими исследовательскими проектами развивает у детей наблюдательность, мышление, фантазию, обогащает словарный запас. Дети учатся исследовать, анализировать, делать выводы».
Воспитатели на занятии по познавательному развитию рассказывали детям, что не бывает двух одинаковых снежинок, все снежинки разные. Но правда ли это на самом деле? Юные исследователи захотели проверить это утверждение сами, а заодно узнать, какой формы бывают снежинки и зависит ли она от погодных условий. Информацию ребята искали в энциклопедиях, задавали вопросы родителям, воспитателям, искали сведения в интернете, работали с лупой и микроскопом, вели дневник наблюдений.
Оказалось, что форм снежинок огромное множество, но все они могут быть разделены на следующие основные группы:
* звёздочки,
* звездочки ветвящейся структуры (дендриты),
* пластинки,
* столбцы,
* иглы,
* неправильные формы.
Вместе со Светланой Геннадьевной ребята читали «Книжку про снежинки» Ольги Дворняковой и выяснили, что снежинки образуются из водяных паров: водяной пар высоко в облаках замерзает, образуя крохотные льдинки-кристаллики. Форма снежинки зависит от условий ее путешествия на землю: играют роль влажность, температура, скорость ветра.
Пока снежинки летят до поверхности земли, они все время изменяются: вырастают, ломаются, слипаются друг с другом. И ни одна снежинка не повторяет другую. Но у них есть одно общее свойство - они шестиугольные. Именно поэтому большинство снежинок имеют форму шестиконечной звезды.
С лупой и микроскопом. В дневник наблюдений дети записывали температуру воздуха и уровень влажности каждый день. Температуру определяли дома по оконному термометру, а показатель влажности для нашей местности в дни наблюдений смотрели в интернете.
В дни снегопада рассматривали снежинки с помощью луп разной степени увеличения и цифрового микроскопа с возможностью фотографирования на смартфон. Первые попытки сфотографировать снежинки были не очень удачные. Отчетливо увидеть форму снежинок в период наблюдений удалось несколько раз.
В ходе наблюдения маленькие экспериментаторы увидели снежинки четырех форм - звездочки, дендриты, пластинки и иголочки. Дендриты видели чаще всего, при этом были следующие погодные условия: температура воздуха -8 °С при влажности 90 %; температура -2 °С при влажности 86 %; температура -3 °С при влажности 89 %.Снежинки-звездочки были обнаружены при температуре воздуха -7…–14 °С, влажность была в пределах 85 – 88 %. Снежинки в виде иголочек - при температуре -4 °С и -9 °С и влажности 90 %. Снежинки-пластинки - при температуре -10 °С и -17 °С, влажность воздуха была в эти дни невысокая.
Так ребята поняли, что снежинки по форме бывают разные. Даже несколько упавших рядом на стекло микроскопа снежинок разные. Однако встречаются и очень похожие друг на друга (например, снежинки-иглы), увидеть разницу между такими снежинками возможности микроскопа в детском саду не позволяют. Форма снежинок зависит от температуры. Звездочки и дендриты встретились при разных температурах, иголочки только при -4 °С и -9 °С. Чем ниже температура, тем меньше снежинки по размерам и тем сложнее их рассмотреть. Форма снежинок зависит и от влажности. Длинные иглы и пушистые разветвленные дендриты образуются при более высокой влажности. При высокой влажности снежинки более крупные.
Вадим очень рад, что в детском саду ему удалось провести такое исследование вместе с ребятами. Этой зимой он продолжит изучать снежинки. Мечтает увидеть снежинку-запонку и снежинку–ежа.
Валентина Лелина
газета «Голос Череповца»