16+

Личная коллекция поездов

12 марта 2024

Можете ли вы себе представить железнодорожный состав длиной более 7 километров? А кто-то не просто представил, но и создал.
Василий Мельников, воспитанник детского сада № 124, очень любит поезда и часто путешествует на них со своей семьей. «После поездки в Москву мне стало интересно все, что связано с железной дорогой», — рассказывает Василий. Ответы на свои вопросы он искал вместе с воспитателем Яной Лавриковой. Мальчик читал энциклопедии, смотрел информацию в интернете.

От паровоза к электровозу
Поезд — это несколько сцепленных между собой вагонов, которые движутся благодаря локомотиву и моторным вагонам. Моторным называется вагон, на котором имеется двигатель, — электрический, дизельный или паровая машина.
Хотя традиционно слово «поезд» и связывают с железнодорожным транспортом, возникло оно значительно раньше первых паровозов.
Первые прообразы древнейших поездов появились еще в конце XV века, в те времена под словом «поезд» понимался просто ряд сцепленных между собой повозок, которые двигала одна тягловая сила
— лошадь, вол или еще какой-то представитель большого (и иногда рогатого) скота.
Первой железной дорогой общего пользования в России была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км, соединявшая Петербург с Царским Селом и Павловском.
Паровозы постепенно были заменены на более современные локомотивы — тепловозы и электровозы. Тяжелый труд кочегаров остался в прошлом. Рельсы сначала были деревянные, потом стальные.
В тепловозах применяются двигатели внутреннего сгорания. Электровозы движутся при помощи электродвигателей. Для них необходимы электропровода, висящие высоко над железнодорожными путями.

Разные поезда
Василий рассказал о разновидностях поездов: пассажирские, грузовые, хозяйственные, воинские, санитарные. Поезда, которые перевозят людей, называются пассажирскими. Они состоят из локомотива и пассажирских вагонов (сегодня в некоторых вагонах имеется даже телевизор и интернет). Вагоны идут в определенном порядке: почтовый и багажный в самом начале (в голове), в середине вагон-ресторан, вагон с радиоузлом, купейные и повышенной комфортности. В каждом вагоне есть купе для проводников. Начальник всех проводников — бригадир, который подчиняется начальнику поезда.
Грузовые поезда (их еще называют товарняками) предназначены для перевозки грузов, стройматериалов, автомобилей, животных, нефти и многого другого. Локомотив тянет грузовые вагоны общей массой несколько тысяч тонн
К хозяйственным поездам относятся восстановительные, снегоочистители, пожарные, противопаводковые, диспетчерские, толкачи. А воинские поезда предназначены для перемещения войск, военной техники и других воинских грузов.
У поездов есть свой дом, он называется депо. Здесь производится осмотр поездов. В вагонах наводят порядок, чистят, моют, заносят новое постельное белье. Если что-то неисправно, проводятся ремонтные работы. Существуют электродепо, локомотивное и вагонное депо.

Переезд
Железнодорожный переезд — место пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги. Это объект повышенной опасности, поэтому для предупреждения несчастных случаев переезды оборудуются светофорами, шлагбаумами и звуковыми сигналами, а также УЗП (устройство заграждения переезда) — металлическими плитами, которые поднимаются, заграждая проезд.
Перед любым переездом на определенном расстоянии устанавливаются дорожные знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».
Василий вместе с родителями ходил на экскурсию к железнодорожному переезду, там он узнал, как работает шлагбаум. Видел, как работает техника, когда приближается поезд. Работник переезда рассказала и показала мальчику, что нужно делать, если едет поезд. Вася понял, что это очень интересная и ответственная работа — от нее зависит безопасность людей. Также он узнал о таких профессиях, как машинист, проводник, монтер пути, осмотрщик вагонов и т. д. Также юный исследователь посетил Музей паровозов в Москве.
А еще Вася коллекционирует игрушечные поезда. В коллекции есть как современные поезда, так и старинные паровозы.
Поезда-пули. Василий знает много интересных фактов о поездах. Например, самый быстрый поезд в мире — японский «Синкансен», который развивает скорость до 580 км/ч. Эти поезда еще называют «пулями».
— Самый длинный поезд появился в Австралии. Он перевозил железную руду. Состав из 682 вагонов и восьми тепловозов. Длина поезда — 7350 метров.
— Самый длинный пассажирский поезд — Бельгийский. 70 вагонов и общая длина — 1730 метров.
— Поезд, двигающийся по одному рельсу, называется монорельс. Некоторые монорельсы устроены так, что поезд идет не по рельсу, а под ним. Такая конструкция называется подвесным монорельсом.
— Самая длинная железная дорога в мире — Транссибирская магистраль. Она протянулась через всю Россию на 9288 километров — от Москвы до Владивостока. Магистраль проложена по труднопроходимым местам — высокогорьям, болотам, заснеженным равнинам. На самом быстром поезде по ней можно доехать от Москвы до Владивостока за шесть суток.

Валентина Лелина,
газета «Голос Череповца»

1 Вася.jpg