Воспитанницы детского сада № 127 Александра Сухорукова и Маруся Тулупова занимаются в фольклорной студии «Матица». На занятиях они изучают народную культуру, песни, пляски, крутят тряпичные куклы, играют в игры наших прабабушек. На различные праздники и мероприятия взрослые и дети надевают народные костюмы. У юных череповчанок дома сохранились наряды их прапрабабушек - такую одежду они видели на иллюстрациях в книгах с русскими народными сказками. А еще девочки заметили, что одежда у героев похожа, а пояса разные. Сашина мама Наталья Николаевна рассказала им, что к поясу на Руси с давних времен было особое отношение. Саша и Маруся вместе с одногруппниками в детском саду решили узнать, почему пояс был так важен для наших предков.
Украшение и оберег. Найти ответы ребятам помогали воспитатели Надежда Игнатьева и Екатерина Кононова, которые стараются пробудить интерес детей к русскому национальному костюму, ведь он является частью духовного богатства народа, его культуры.
Из книг и интернета девочки узнали, что раньше пояс использовали не только для подпоясывания одежды, но и в качестве оберега. Ведь недаром существует такая пословица: «Носи рубаху с крестом и поясом, и ничего тебе не деется». С обряда опоясывания начиналась жизнь новорожденного. А в день крестин крестная дарила своему крестнику нательный крестик и поясок. Они должны были оберегать ребенка от зла.
По поясу можно было определить, из какой местности человек, его благосостояние, семейное положение. Мужские пояса отличались от женских, и мужчины обычно завязывали их на правом боку, а женщины - на левом. Пояса имели и бытовое значение: мужчины привязывали к ним ножи, ключи, женщины - игольницы, небольшие сумочки для разных мелочей, которые назывались лакомники. Находиться в обществе без пояса считалось непристойным. Не зря появилось понятие «распоясаться», то есть проявить несдержанность, утратить приличие в поведении, стать распущенным, наглым.
Пояса были плетеные, тканые и вязаные, с различными орнаментами. Важное значение придавали цвету пояса. Наибольшее распространение получили оттенки красного, они символизировали силу и долголетие.
Пояса были длинными и на концах украшались пышными кистями, иногда бусинами. По кистям определяли достаток хозяина.
Пояс своими руками. Весной 2024 года проходил фольклорный фестиваль «Сороки». Для участия в нем мама Александры сшила ей сарафан и рубаху, а пояс девочка сделала сама. О способах изготовления поясов Саша и Маруся узнали от педагога фольклорной студии Ларисы Розовой:
* плетение на спице;
* ткачество на бердо;
* плетение на руках;
* ткачество на дощечках.
Плетение на спицах и ткачество на бердо дошкольницам показалось сложным по описанию. Они попробовали плести пояс на руках. Научившись плетению из шести нитей, Александра вместе с мамой провели в группе детского сада мастер-класс для ребят по плетению фенечек. А для изготовления пояса они выбрали способ «ткачество на дощечках».
К слову, Александра и Маруся считают, что деталями народного костюма можно дополнять современный образ, сохраняя таким образом русскую культуру. Это могут быть не только пояс, но и браслет, ремешок для сумки. Девочки и сами носят обереги - фенечки.
Валентина Лелина
газета «Голос Череповца»