Перевоплотившись в добрых молодцев и красных девиц, ребята из детского сада № 59 перенеслись в далекое прошлое и узнали много интересного о культуре русского народа. Как отмечают педагоги Екатерина Ришко, Юлия Шавалдина и музыкальный руководитель Татьяна Яковлева, приобщение к народным традициям должно начинаться в раннем возрасте посредством игры, сказок, музыкального фольклора.
Древние пряники. В группе в течение года были проведены праздники и развлечения «Праздник урожая», «Ярмарка», «Магия маминой шали», «Заклички», «У самовара», квест-игра «Родной свой край – люби и знай» и другие. Во время развлечения «У самовара» ребята узнали, что в старые времена на Руси очень часто сладким угощением были пряники. Без пряников не обходились ни на одном празднике, их подносили именинникам, молодожёнам.
Готовились пряники строго по правилам. На Руси к началу Святок пекли ароматные пряники под названием «козули». Они делались в виде коров, коней, оленей, барашков, козочек. А всё для того, чтобы и в новом году водилась в хозяйстве скотина, давала приплод. Фигурки – это не просто выдумка, а определённые символы. Например, часто в рождественских колядках упоминается корова:
"Дайте коровку,
Масляну головку!"
Хозяева одаривали колядующих лакомством, подавая девочкам «коровок», а мальчикам «бычков».
Пряники были не просто в виде фигурок животных, их ещё украшали знаки солнца – круги, кресты, спирали, вылепленные из этого же теста.
Слово «пряник» произошло от слова «пряности», то есть восточные специи (имбирь, корица, гвоздика и др.), именно их наши предки клали в тесто для медовых пышек или пряников. В разных местах на Руси пекли разные пряники. На севере, в городе Архангельске, до сих пор пекут козули. Больше всех славились и ценились тульские, вяземские, городецкие, московские и архангельские пряники. Самые интересные пряники печатные и фигурные. Ребята узнали, что печатными пряники называют потому, что их изготавливали с помощью формовочных досок, узор с которых отпечатывался на тесте, а фигурными - потому что они выполнены в виде различных фигурок: птичек, зверушек, растений, домиков и т. д.
В русских пословицах и поговорках тоже упоминаются пряники. О человеке, который не соглашается на интересные предложения, говорят: «Его и пряником не заманишь», а о капризном человеке: «Ломается, как пряник».
Основа русского костюма. На другом занятии в гости к мальчишкам и девчонкам пришел русский парень Иван. Ребята узнали, как одевались люди в старину. Одежда была свободной, длинной и необычно красивой. Ее шили из льняной ткани. Рубаха - это основа и женского, и мужского народного костюма. Она сшита из ткани белого цвета, украшена вышивкой на рукавах и вороте. В этой вышивке использовали следующие элементы: прямые и волнистые линии, ромбы, треугольники, круги, кресты, квадраты. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения (это знаки-обереги, предохраняют человека от разных неприятностей).
Поверх рубахи женщины надевали сарафан. Его шили из тканей разных цветов, каждый цвет что-то обозначал: красный – тепло, праздник; желтый – солнце, богатство; голубой – небо, молодость; коричневый – земля-кормилица. Сарафан украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами, лентами.
Дети попробовали сами вышить узор на бумажной рубахе, но не иголкой, а цветными карандашами. Все рубахи получились очень красивые, с разным узором.
Женский спутник. В старину все женщины на Руси носили платки. Их или просто накидывали на голову или плечи, или завязывали узлом под подбородком. Платки были шелковые, кисейные, парчовые, украшенные по углам или по всему полю цветочным узором. Платок - спутник женщины на протяжении всей жизни. Он всегда считался лучшим подарком. На всю Россию славились, да и сейчас славятся, павловопосадские платки. В подмосковном городе Павловском Посаде до сих пор продолжается самобытная традиция ручной набойки платков. Главное достоинство этих изделий - в нарядности пышных и разнообразных узоров из букетов ярких роз или гирлянд на черном, красном, белом или другом фоне.
В группе ребята обнаружили сундук. Конечно, это постарались воспитатели-затейницы. В сундуке должен был быть спрятан платок. Но, открыв крышку, ребята нашли там записку от Бабы-яги, которая украла платок и развеяла его по свету. Дети вместе с родителями выполняли задания Бабы-яги, путешествуя по станциям, и собрали платок воедино, благодаря чему узнали магию маминой шали. Со всеми испытаниями (навести порядок в избе, станцевать, сделать оберег и пр.) ребята и родители справились на отлично. Такое мероприятие объединило их, позволило проявить свою находчивость и, конечно, оставило добрые воспоминания в памяти дошколят.
Секреты русской избы. Ребята узнали многое и о русской избе. С древних пор наши предки селились (ставили дома и хозяйственные постройки) на берегах рек и озер, и обязательно возле леса. Потому что «возле леса жить – голодному не быть», ведь в лесу зверь, птицы, ягоды, грибы, смола, самое главное – дерево. Из дерева была сделана посуда, мебель и необходимая утварь.
Самое главное в деревенской избе - это печь. О ней говорили: «Без печи и изба не изба», «Печь - это сердце дома». В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, блины. Печь обогревала жилье. На ней сушили одежду и обувь, а также грибы, ягоды, травы, в ней даже мылись. На печи спали малые дети и старики, она избавляла от некоторых болезней. Не зря в старину говорили: «Печь нам - мать родная».
Незаменим в хозяйстве был чугунок. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Чтобы достать чугунок со щами или вкусной кашей из печки, нужен был другой помощник - ухват.
Еще ребята узнали, для чего нужны были рубель, рушник, закрома, и про деревянную ложку вспомнили. У каждого члена крестьянской семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. Деревянной ложкой было удобно есть, и она не нагревалась. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложки даже использовались как музыкальный инструмент, под который можно было пускаться в пляс. Ребята спели и сыграли на ложках русскую народную песню «Во кузнице».
На Руси семьи собирались за самоваром, обсуждали новости, решали семейные дела. В детском саду также прошло чаепитие за самоваром. Ребята читали стихи, пели песни, рассказывали о народной утвари, танцевали, родители исполняли частушки, играли с детьми в русские народные игры, рассказывали о разных видах оберегов. Потом все вместе сделали оберег, который приносит благополучие.
Педагоги выражают особую благодарность за активное участие в проекте родителям воспитанников: Светлане Александровне и Сергею Александровичу Пономаревым, Юлиане Александровне Киппе, Наталье Владимировне Базловой, Алине Николаевне Илюшиной и Александру Леонидовичу Кудрину.
Сказочные объявления
Баба-яга, похитившая из сундука платок и развеявшая его по свету, оказалась дамой с чувством юмора - веселые испытания приготовила для детей и родителей.
Например, нужно было угадать, из какой сказки эти объявления:
* "Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину" ("Сказка о рыбаке и рыбке");
* "Несу золотые яйца. Дорого" ("Курочка Ряба");
* "Организую зимнюю рыбалку. Недорого" ("Лиса и волк");
* "Туристическая фирма организует путешествие по молочной реке с кисельными берегами" ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка").
Валентина Лелина
газета «Голос Череповца»