На Вологодчине зафиксировано несколько случаев, когда жителей обманывали мошенники, звонившие от имени сотрудников МФЦ или «Госуслуг». Аферисты получают доступ к личному кабинету жертвы либо регистрируют человека на финансовом маркетплейсе.
Новая схема мошенничества выглядит так: зло-умышленники, представившись работниками МФЦ, убеждают гражданина, что на его имя пришло письмо с документами. Они уточняют, придет ли гражданин за письмом в МФЦ или необходимо отправить корреспонденцию по месту его регистрации. Когда жертва соглашается, чтобы документ отправили по почте, звонящий просит продиктовать «номер отправления», который приходит в виде СМС на телефон.
Но на самом деле человеку приходит не номер отправления, а код для регистрации на сайте «Банки.ру». Мошенники начинают регистрацию на этом финансовом маркетплейсе по номеру сотового телефона человека. После чего сайт высылает СМС с номером для подтверждения регистрации. Если ввести этот номер, то на имя ничего не подозревающей жертвы создается профиль на сайте. Получение доступа к банковскому сайту развязывает руки мошенникам, ведь теперь в онлайн-режиме они могут осуществлять различные финансовые операции от имени гражданина. Например, оформлять кредиты.
Уже известны случаи оформления незаконных займов на жителей Вологодской области таким способом. Сотрудники МФЦ призывают всех быть бдительными: в МФЦ не могут неожиданно прийти на ваше имя документы, если вы за ними ранее не обращались.
Также распространенным способом мошенничества является получение доступа в личному кабинету жертвы на портале госуслуг. Так, за один день сразу трое жителей Кадуйского округа обратились в местный МФЦ после взлома их личных кабинетов.
— Утром пришли три заявителя для восстановления доступа к своим личным кабинетам на портале госуслуг в связи с тем, что сами дали доступ мошенникам, сообщив цифры из СМС, присланных им на телефон. Доступ мы им восстановили, помогли сделать запрос на кредитные истории, — рассказала журналистам Елена Гребнева, директор МБУ «Кадуйский МФЦ». — Гражданин рассказал, что ему позвонил мужчина и сообщил: якобы заканчивается срок действия его сим-карты. В итоге пробрался к нему в личный кабинет на портале госуслуг и в заключение спросил: «А вам звонили когда-нибудь мошенники?» После отрицательного ответа он заявил — в грубой форме и с использованием ненормативной лексики, — что сам является мошенником и теперь наберет кучу кредитов на имя этого гражданина. Тем самым он психологически выбил человека из колеи. После чего почти сразу ему начали звонить будто бы из банка с сообщением, что его взломали, и с предложением помощи.
Далее растерявшегося человека аферистам не составляет труда уговорить «опередить мошенников» и самому оформить кредит, а затем перевести деньги на «безопасный счет». Также, взломав личный кабинет, злоумышленники могут снять деньги с банковского счета жертвы. Так недавно лишилась своих накоплений — 128 тысяч рублей — жительница Нюксенского округа 53 лет.
Чтобы не стать жертвой аферистов, нужно придерживаться нескольких правил безопасности: никому не сообщайте коды из СМС; не разглашайте данные банковской карты; не переходите по ссылкам из сообщений от неизвестных отправителей; настройте двухшаговую аутентификацию в мобильных приложениях.
Для борьбы с телефонными мошенниками Центробанк разработал процедуру самозапрета на онлайн-кредитование, который можно будет оформить на «Госуслугах». Однако, как сообщается на портале, такого сервиса у них пока нет.
Тем не менее в некоторых крупных банках уже появилась возможность написать заявление о запрете онлайн-кредитования в их организации. Условия и порядок оформления такого запрета устанавливает сам банк.
Жанна Газзаева