Сергей Кульков из Шексны прошел всю войну, завершив ее на подступах к Берлину. Войти в логово врага не удалось из-за ранения, о победе узнал от врачей. Сын героя, заслуженный металлург Николай Кульков, рассказал «Речи» об отце и семье.
По немцу его же снарядами
Николай Кульков, заслуженный металлург, принес в редакцию «Речи» выпуск шекснинской газеты «Звезда» за 1986 год. По тому, как бережно он доставал пожелтевшие газетные листы, было заметно, что для него это настоящая реликвия и большая ценность.
Так и оказалось. Когда Кульковы (у Николая Сергеевича пятеро детей) хотят вспомнить про дедушку-фронтовика и бабушку в их дни рождения и в преддверии Дня Победы, они достают газету за 1986 год, где подробно изложен воинский путь сержанта Сергея Ивановича Кулькова. Потому что в этих строчках звучит его живой голос. «Может быть, вы собираете рассказы о ветеранах к 80-летию Победы?» — предложил сын артиллериста, призванного 22 июня 1941 года.
А мы как раз собираем. И та статья действительно берет за душу. В ней рассказывается, как наш земляк, командир отделения сержант Сергей Кульков в составе 1072-го артиллерийского полка штурмовал линию Маннергейма неподалеку от Выборга.
Одними из первых преодолев на двух понтонах водную преграду шириной порядка 800 метров (вода кипела от разрывов снарядов, вспоминал ветеран), Сергей Кульков и бойцы его отделения вытащили пушку на берег и приготовили ее к бою. Но открыть огонь не смогли, так как лодку, на которой переправлялись боеприпасы и другая часть расчета, быстрым течением отнесло вниз по реке. На ней же находился и наводчик, отвечавший за сохранность панорамы, без которой прицельная стрельба была невозможной.
Враг бил из всех орудий, а ответить ему не могли. Помог случай. Кто-то из бойцов обнаружил около оставленного немцами разбитого орудия несколько ящиков со снарядами.
И хотя они были иного калибра, Сергей Кульков приспособил их для советской пушки, и отделение начало отстреливаться. Лишенные прицела, бойцы находили цель через ствол. По немцу полетели его же снаряды.
«В этом бою сержант Кульков был ранен в руку, но не оставил своих товарищей, продолжал командовать расчетом, — писала «Звезда» почти 40 лет назад. — Немцы предпринимали попытки смять нашу оборону, но они так и не увенчались успехом. Наши войска закрепились на занятом рубеже, овладев плацдармом в семь километров по фронту и три в глубину». За проявленные мужество и отвагу сержант был награжден орденом Славы III степени.
Пятый ребенок в семье
Были у Сергея Кулькова и другие ранения. И другие награды. И, конечно, другие победы. Его полк сражался на подступах к Берлину, но войти в город ему не удалось — получил третье ранение. Операцию ему делали 9 мая 1945 года, о победе узнал от врачей. Орден Отечественной войны I степени Сергею Кулькову вручили спустя два года после окончания войны — награда нашла героя.
Домой он вернулся в сентябре 1945-го, к тому времени в семье росли четверо детей. Непросто было всех прокормить, а в 1947 году у Кульковых появился пятый — тот самый Николай, будущий череповецкий металлург, который принес газету об отце в редакцию «Речи». Он рассказал, что отец ушел из жизни в 1995-м, в год 50-летия Победы.
Вся трудовая жизнь сына фронтовика связана с металлургическим комбинатом, прошел путь от слесаря до мастера, механика цеха.
— То, о чем в газете написано, нам отец рассказывал во всех подробностях, хотя и не особенно любил вспоминать, — говорит Николай Кульков. — День Победы был для родителей святым праздником, конечно. Отца часто приглашали в школы для бесед с учениками, он никогда не отказывался. Каждый год до самой смерти приходил, рассказывал детям о войне.
Дети Николая Кулькова знают о своем дедушке-фронтовике, вместе участвовали в шествиях «Бессмертного полка» с портретами дедов-героев со стороны отца и матери.
В семье бережно хранят медали героических предков.
— У нас была большая семья, одна сестренка в детстве умерла, — рассказывает Николай Кульков. — Старший брат до сих пор жив, ему 92 года. Он войну хорошо помнит, ребенком работал в колхозе, живет в Калуге. Наша старшая сестра умерла, а младшая живет на Украине. Но уже четвертый год не можем до нее дозвониться.
Сергей Виноградов