
А правда, что некоторые учителя даже настаивают на том, чтобы родители сидели с детьми над «домашкой»?
фото: сайт depositphotos.com
Каждый день, когда Витя возвращается из школы, бабушка идёт к нему, чтобы «дать пинка» (как она выражается) и заставить сесть за учебники. Когда она вдруг задерживается, Витя звонит по телефону и спрашивает: «Ты скоро? Когда уроки делать будем?» Потому что он «мальчик дисциплинированный и понимает, что учиться надо – без образования сегодня никуда». Так ему бабушка говорит.
Уже пятый год пошел (с первого дня первого класса), как бабушка взяла на себя и не отпускает эту миссию – выучить внука «на отлично». Кстати, родители у ребенка есть – хорошая семья. Они работают. Участвуют в жизни сына, ходят на родительские собрания, даже, по-моему, в родительском комитете состоят, но уроки – это бабушкина поляна! Не мешайте! Она лучше всех знает, что надо делать.
Задают, конечно, много. Вот недавно совсем (на каникулы!) задали прочитать про государство ацтеков и подготовить вопросы в тетради. Чтобы быстрее сделать, бабушка нашла в интернете материал и «для скорости» продиктовала его Вите, а тот под диктовку записал.
Или по литературе задали составить кроссворд из слов, которые нашли в сказке о Золушке. «А там считать буквы надо. Я сказала: ты начинай математику, а я кроссворд сама сделаю», - поделилась со мной Елена Николаевна (так бабушку зовут).
Я как-то нечаянно предложила: может, ослабить хватку? Пусть сам попробует? Без «пинков»? Ведь уже одиннадцать лет ребенку, через три года паспорт получать. Ну схватит двойку, сделает выводы. Бабушка решительно ответила: нет, НАМ двойки не нужны!
Понятно, что учеба, особенно для первоклашек и их родителей, - это стресс. Большинство ничего приятного в этом не находят. Да и не в каждой семье есть вот такая бабушка-выручалочка, которая и за ребенком присмотрит, и научит его писать-читать. Приходится заниматься круглыми вечерами, потому что, как это ни печально, учителям и собственным детям современные родители почему-то доверяют меньше, чем в свое время наши родители.
У нас как было? Моя мама делала со мной уроки ровно один месяц. Когда я пошла в первый класс, она в сентябре взяла отпуск. За это время мама обернула бумагой учебники и тетради, научила меня собираться в школу, не отвлекаться, переходить дорогу, открывать дверной замок и учить уроки. Уроки она со мной делала дотошно, заставляла переписывать упражнения, удивлялась, почему я не понимаю математику. Папа как-то особо не вмешивался в процесс. Потом, в конце сентября, мама повесила мне на шею ключ от квартиры на ленточке и отпустила в самостоятельное плавание.
Признаться, я вздохнула с облегчением. Уроки время от времени у меня проверяли, дневник (когда он появился) смотрели, но бывало, даже не каждую неделю. Родители много работали - с 8 утра до 7 вечера я их практически не видела, а ведь еще случались партийные собрания. Тогда вообще до 9 вечера дома не появлялись.
Нас, таких маленьких, во дворе было много. Мы сбивались в кучу после школы, играли. Зимой могли у кого-то дома зависнуть или в подъезде на батареях. За нами лифтёрша тётя Нина присматривала (дом был новый, девятиэтажный, один из первых в городе, с лифтом, постройки 1967 - 1968 годов). С едой тоже не заморачивались: дома был хлеб, колбаса, макароны мама варила и под подушку для меня ставила. Я ела теплыми, газ мне не разрешали включать. Итог – мы росли очень самостоятельными и ответственными. Учились хорошо – спасибо школе.
Мы своих детей тоже не мучили образованием. Может, потому что у меня девочки? Учились хорошо. Если возникали какие-то трудности, мы помогали. Кто был свободен, тот и садился рядом – я, муж, бабушка с дедом. Строгости и системы не было. Девчонки как-то сами, особенно уже в средних и старших классах, учились. Потом поступили в вузы.
Кто знает, зачем задают домашнее задание?
Говорят, еще в Древнем Египте для учеников была предусмотрена как бы «домашка»: обдумать, поразмышлять, найти применение изученному материалу. Понимание, что самостоятельная обработка полученной информации необходима, было сформировано уже тогда, а для нас Древний Египет – территория загадочная, связанная с инопланетным великим разумом, – и это, конечно, аргумент.
Учитель задает домашнее задание для того, чтобы:
- *ученик закрепил изученный материал и запомнил его;
- научился работать с информацией и анализировать ее;
- чтобы активизировать природное детское любопытство и стремление узнать что-то самому;
- научить детей самоорганизации и ответственности.
Помогать, безусловно, надо. Сегодняшние учебники стали сложнее. Написаны каким-то новым для нас языком. Бывает, ребенок (да и взрослый с трудом) не может понять задание. Тогда, да, вместе разбираются. И все. Дальше не надо комментировать, показывать, подсказывать и заново объяснять материал. Вы – не педагоги. Рискуете неправильно научить.
Моя знакомая учительница рассказывает: в школьных чатах родители учеников даже старших классов периодически интересуются, как выполнить то или иное задание, обсуждают трудности современного обучения, недовольны системой оценивания, качеством преподавания и пр. И жалуются, что им «надоело делать уроки с ребенком». В ответ они получают вопрос: что будет, если перестать корпеть над «домашкой» коллективно? Тогда будут двойки – отвечает большинство.
Многие искренне полагают, что их ребенок должен получать только хорошие оценки. Что это, как не желание родителей повысить свою самооценку, шанс похвастаться успехом своего чада? А учиться реально стало труднее, программа усложнилась. И, видимо, в какой-то момент все дружно решили, что делать уроки с детьми НЕОБХОДИМО, иначе будет плохая успеваемость и ребенок не сможет быть успешным, не сможет ничего добиться и, вообще, будет хуже других.
Я считаю, нужно дать возможность попробовать самому. Страшно, что просядет успеваемость? Да, возможно, на какое-то время. А время есть: всего-то пятый класс – вся жизнь впереди. Зато будет понятно, с чем ребенок не справляется, что нужно улучшить, а что изменить.
И бабушке Елене Николаевне нужно наконец понять, что пора Вите стать самостоятельным. Хотя бы в учебе. Витя должен уметь совершать ошибки, принимать решения и не бояться этого. Дети должны учиться самостоятельно – это их вклад в дальнейшую жизнь, а уроки – это не наказание и мучение, а одна из движущих сил, помогающих детям в учебе и развитии.
А контролировать надо. Надо уточнять у ребенка, выполнено ли домашнее задание, и узнавать, сложно ли ему было его выполнить, родительские советы никто не отменял, и рассказы из своего жизненного опыта тоже.
И еще: откуда, вы думаете, берутся равнодушные «северные олени», после работы лежащие на диванах и ждущие «волшебного пинка» от жён?
Евгения Васильева