Оказывается, поиск телефонного номера может превратиться в нескончаемый «квест», а то и настоящую эпопею.
Фото: из архива редакции
«Покажите детально»
Эту историю мы расскажем простым «обывательским» языком, чтобы не увязнуть в юридических терминах и пояснениях. Весной прошлого года у Дениса Викторовича умерла мать. Она оставила ему участок в садоводческом товариществе на 6-м причале. Чтобы оформить участок на себя, нужно провести, скажем так, ряд процедур, в том числе получить справку о том, что данный участок принадлежал его матери. Из подтверждающих документов на данный момент есть членская книжка на ее имя (и записи об уплате взносов) и договор с компанией – поставщиком электроэнергии. Но выяснилось, что с 2019 года мать Дениса Викторовича не платила членские взносы. Соответственно, накопился долг. Долг этот, по словам председателя Марии С., составил 30 500 рублей, и нужно его погасить, прежде чем получать справку. Притом членский взнос - 1500 рублей в год, так что, по идее, сумма за неполных семь лет должна быть ощутимо меньше.
- Я говорю: «Дайте мне раскрытие информации – покажите детально, из чего сформировался этот долг, и я его оплачу», - рассказывает Денис Викторович. – А она не дала мне информации, сказала только, мол, нужно ходить на собрания садоводческого товарищества.
- То есть относительно вступления в наследство проблема не в том, что есть долг, а в том, что нет справки, без которой вы не можете оформить участок на себя?
- Верно.
Наш собеседник подчеркивает: он готов заплатить долг в полном объеме, если убедится, что сумма не завышена.

Уже более полугода Денис Киснемцев пытается оформить в собственность доставшийся ему по наследству участок, но просто не может этого сделать. Фото: предоставлено Денисом Киснемцевым
Персональные данные
Через юриста Денис Викторович сделал запрос в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), и оказалось, что с 2019 года председателем товарищества является уже не Мария С., а Татьяна К. Более того, само садоводческое некоммерческое товарищество было преобразовано в садоводческий потребительский кооператив и сменило название, о чем знали как минимум не все члены СНТ/СПК.
Получается, чтобы решить вопрос с долгом, надо связаться с Татьяной К. Казалось бы, разве сложно найти контакты председателя? Да, сложно. У знакомых по товариществу/кооперативу контактов этих не оказалось. Все официальные инстанции, в том числе комитет по управлению имуществом города, разводят руками: и рады бы помочь, но номер телефона относится к персональным данным, сообщать которые без ведома владельца противозаконно.
По поводу всей этой ситуации – и суммы долга, и невозможности «добыть» телефон председателя – Денис Викторович обращался в самые разные инстанции, в том числе к нескольким городским депутатам и к депутату Государственной думы Алексею Канаеву, а также к губернатору области.
Насчет требования выплатить непонятный долг Денис Викторович обращался сначала к участковому, сообщив о вымогательстве денежных средств. После проведения проверки в возбуждении уголовного дела было отказано. Выдержка из постановления УМВД РФ «Череповец» об отказе: «В действиях (Марии С.) не усматриваются признаки события преступления, предусмотренного ст. 163 УК РФ, поскольку требований о передаче денежных средств под какой-либо угрозой не высказывалось, сведений о совершении каких-либо противоправных действий в отношении Киснемцева Д.В. добыто не было». Обращение в городскую прокуратуру «по вопросу несогласия с действиями руководителя садоводческого товарищества» результатов тоже не дало.
- Я с мая хожу по замкнутому кругу, - невесело резюмирует Денис Викторович.
В какой-то момент он уже был согласен просто заплатить названную сумму долга, не разбираясь, но сделать этого не смог и не может до сих пор.
Диалог
Насколько мы понимаем, Мария С., хотя теперь и не является официальным председателем товарищества/кооператива, продолжает заниматься его делами. Мы не смогли дозвониться до нее, но Денис Викторович поделился с нами аудиозаписью одного из последних разговоров с ней.
Д. К.: - Получается, у нас официально председатель не вы.
М. С.: - Да. А вы не знали? <…> Все вам говорили, что я не председатель.
Д. К.: - На основании чего вы тогда у нас требовали 30 500 рублей?
М. С.: - Я не требовала. <…> «Требовали» и «озвучили сумму» - это совсем разные слова. <…>
Д. К.: - Так как нам этот вопрос решить (начет справки)?
М. С.: - Да никак. Решайте с председателем.
Д. К.: - А вы бы не могли дать ее номер?
М. С.: - Нет, не могла бы.
Д. К.: - А вы по доверенности ее (председателя) представитель?
М. С.: - А вы это в прокуратуре узнайте. Вы же самостоятельный, вы все узнаете. Зачем вы вообще мне звоните? Зачем вы мне пишете, звоните? Вам ясно летом дали понять, что я не председатель, со мной связываться не нужно.
Д. К.: - Кто дал (понять)?
М. С.: - Соседи, с которыми вы пообщались. Вы же мне сами говорили.
Д. К.: - Но они же деньги (членские взносы) вам дают?
М. С.: - Кто вам такое сказал? <…>
Д. К.: - Вы же у них в членских книжках расписываетесь, деньги берете.
М. С.: - Когда я в последний раз брала, вы не смотрели?
Д. К.: - В августе 2025-го. <…> Я могу даже номера участков перечислить.
М. С.: - Вот перечислите, пожалуйста, а то что-то я не в курсе, у кого я брала деньги.
Д. К.: - <…> Слушайте, я у вас справку спрашиваю с мая, и вот до сих пор, в декабре, мы еще «дружим» с вами.
М. С.: - Я вам сказала, на основании чего выдается справка. По-моему, по-русски.
Д. К.: - А я хочу заплатить. <…> Я пришел в комитет (комитет по управлению имуществом города), они мне сказали: «Мы не можем у вас деньги взять, оплата только через председателя». <…> Говорят: «Вы физлицо, у нас с вами нет никаких договорных отношений». <…> Сказали, что по законодательству не имеют права у меня напрямую денежные средства брать. <…> Нужно юрлицо.
Это не конец разговора, но дальше все продолжается примерно в том же духе.
Переписка
В итоге у Дениса Викторовича получилось связаться с нынешним председателем СПК Татьяной К. через социальные сети, а вскоре это смогли сделать и мы. Оказалось, что сейчас женщина лечится за границей, имея действительно серьезные проблемы со здоровьем; в соцсети заходит нечасто и, соответственно, долго не отвечает на сообщения. Нам Татьяна К. написала: «Всеми делами по садоводству занимается уже очень давно Мария. Я написала Денису, что нахожусь на лечении. <…> Если есть необходимость, могу передвигаться только в кресле-каталке, а так у меня постельный режим. Поэтому по всем вопросам обращайтесь к Марии С.».
Выдержки из сообщений Дениса Викторовича Татьяне К.: «Мне нужна справка о том, что моей покойной матери принадлежал участок в СТ, для оформления его в собственность. <…> Только вы, как официальный председатель, можете мне помочь и выдать данную справку для комитета по управлению имуществом города Череповца. Они ждут данный документ. Без него мне не оформить участок, на котором с 1978 года трудились мои родители».
Татьяна К. в ответных сообщениях объяснила, что у нее тяжелая болезнь, и попросила по всем вопросам обращаться к Марии С. На вопрос о том, где печать садоводческого товарищества, необходимая для справки, председатель ответила, что уже много лет не знает, где печать, но предполагает, что у Марии С.
Замкнутый круг, похоже, пока не размыкается. Но Денис Викторович не опускает руки. Недавно он побывал на приеме у начальника экспертно-правового управления Череповецкой городской думы, и сейчас специалисты помогают сформировать исковое заявление в городской суд.
Елена Бжания