16+

«Только семья может приучить ребенка работать»

Танцы не просто развивают детей физически, но и воспитывают характер
5 сентября 2025
Как создаются хореографические спектакли? Сколько времени нужно ребенку, чтобы показать первые результаты в танцах? Что важно для того, чтобы стать успешным танцором, и какую роль здесь играют родители? Об этом нашим журналистам рассказала Яна Горшкова, художественный руководитель театра танца «Домино».

Калена стрела.jpg
Миниатюра «Калена стрела» появилась после того, как постановщик Евгений Горшков вдохновился музыкой.

Творческий путь
Яна Горшкова родилась в небольшом городе Коряжма Архангельской области. Попробовав себя в музыке, легкой атлетике, лыжном спорте и других занятиях, Яна остановила свой выбор на танцах. Уже в седьмом классе ей предложили вести кружок бального танца. А после девятого класса девушка поступила в Калужский областной колледж культуры.

Спустя четыре года Яна уехала в Архангельск работать артисткой балета в Театре танца Богомолова, где познакомилась с будущим мужем – Евгением Горшковым из Череповца. Он вел занятия по хип-хопу в этом же учреждении. Спустя какое-то время они переехали на родину Яны, в Коряжму, и открыли там театр танца «Домино», где проработали десять лет.

- Город маленький, дети были вовлечены в занятия, работать было легко, - вспоминает Яна Александровна. – Параллельно с этим мы начали заниматься современным танцем. В 2000 году у нас появился компьютер, и мы полностью погрузились в эту сферу: узнали о других танцевальных коллективах, истории современного танца и т. д. Мы выиграли гранты Совета министров северных стран, ездили на танцевальные фестивали в Финляндию, Норвегию. Это были мегакрутые фестивали, где спектакли проходили с утра до ночи. Для нас это стало переломным моментом в творчестве.

Работая в Коряжме, Евгений Владимирович приезжал в Череповец в качестве постановщика по приглашению шоу-балета «Магия». Впоследствии семья переехала в наш город, и новый театр танца «Домино» появился во Дворце металлургов. Спустя время супруги открыли свой центр современной хореографии.

Яна Горшкова.jpg
Яна Горшкова, художественный руководитель театра танца «Домино»: «Если дисциплины в зале нет, результата не будет никогда».

Огонь в глазах
 В «Домино» занимается около 300 юных танцоров. В студию берут детей от 3 до 13 лет. Первоначально все ребята попадают в группу школы, где они развивают физические данные, получают первые навыки. На занятиях много времени уделяется подкачкам, выворотности, работе с тазобедренными и голеностопными суставами, гибкости спины. Дети осваивают базовую акробатику, потому что в современных танцах много элементов делается на полу, танцор не должен его бояться.

Только после этого детей распределяют по танцевальным составам, которые ведут хореографы центра. Старший и средний составы заняты в спектаклях, ребята помладше участвуют в миниатюрах.

- Как скоро ребенок начинает выступать?

 - Абсолютно по-разному. Если у ребенка бешеный огонь в глазах, он работает без остановки - а такие дети есть, - его могут уже через три месяца перевести в танцевальный состав, - говорит Яна Александровна. – Есть родители, которым нравится, что ребенок умеет делать перевороты, колеса, получает пятерки по физкультуре, а выступать дальше они не хотят. Пожалуйста, занятия будут полезны любому ребенку. 

Попкорн.jpg
               Спектакль «Попкорн» посвящен проблемам глобального потепления.

Волнующие темы
Постановками спектаклей в студии занимается Евгений Горшков. Обычно это авторские авангардные спектакли, в которых заложен определенный смысл. Танцоры передают его без слов - телом, движением, поэтому каждый зритель интерпретирует действо по-своему.

Так, например, в прошлом году ребята из среднего состава показывали спектакль «Попкорн». Прямо на сцене дети жарили попкорн в микроволновке и ели его! Некоторые зрители подумали, что эта постановка про инопланетян, но на самом деле она посвящена проблеме глобального потепления. Старшая группа танцевала спектакль «Поле Хронона» - о том, что времени на самом деле нет, часы, минуты и годы придумали сами люди.

- Тему спектакля мы всегда находим в разговоре с детьми. Евгений Владимирович приносит музыку, предлагает выбрать из нескольких вариантов, обсуждает с детьми проблемы, которые их волнуют. Они выбирают какую-то тему и прорабатывают ее, - рассказала Яна Александровна. - Все комбинации движений внутри спектакля танцоры тоже придумывают сами. Например, Евгений Владимирович говорит, что на эту музыку нужно сделать определенную комбинацию, дети придумывают и по очереди показывают, он выбирает лучшую, и так далее. Обычно тренировки у старших детей длятся два-три часа, но во время работы над созданием спектакля они могут доходить до восьми часов. Но все танцоры знают, родители привыкли. Надо – значит, идем и делаем!

Для танцоров из основного состава на базе центра летом проводятся танцевальные сборы: каждый день ребята посещают занятия и мастер-классы. Также на базе центра проходят курсы для хореографов-постановщиков из других городов и стран.

Домино.jpg
                                  В «Домино» занимаются ребята с трех лет.
                                      Фото: предоставлены Яной Горшковой

В большой балет
 Многие выпускники «Домино» поступают в хореографические училища, некоторые учатся на балетмейстера-постановщика в Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. А Ростислав Черепанов, который занимался в «Домино» с пяти лет, после четвертого класса смог сдать экзамен и поступить в Московскую государственную академию хореографии. Он уже участвует в спектаклях Большого театра как артист балета.

Среди выпускников есть педагоги, которые открыли свои танцевальные студии в других городах. Есть и те, кто изначально выбрал другую профессию, но впоследствии перешел на работу, связанную с движением, например фитнес-инструктор. Многие приезжают в Череповец, чтобы вместе с любимыми педагогами отметить день выпускников.

Через «не могу»
Самые важные качества для танцора – это дисциплинированность и трудолюбие.

- Педагог может дать задание и выйти из зала, и дети должны уметь работать самостоятельно. Если дисциплины в зале нет, результата не будет никогда, - говорит Яна Александровна. – У ребенка могут быть шикарные данные, но, если он не танцует, это увидят все.

Зрителя не обманешь. Даже в отпуске ребенок должен нагружать тело, тянуть шпагат, держать вес, не переедать. Через «не могу», через «не хочу» воспитывается характер.

В успехе будущего танцора многое зависит и от родителей, их методов воспитания.

- Посетив пробное занятие, мама трехлетнего ребенка говорит: «Я вечером поговорю с Васенькой. Не знаю, что он решит». То есть мы снимем с себя ответственность и повесим на Васеньку? Их здесь заставляют качать пресс, стоять в планке, приседать, стоять на руках. И если есть выбор: смотреть дома мультики или заниматься - какой нормальный ребенок выберет второй вариант? – говорит педагог. – Часть детей в зале работают, часть лежат. Я спрашиваю у родителей: а что у вас ребенок делает по дому? Вы заставляете его посуду за собой принести, вещи сложить? Он ко мне ходит два раза в неделю по часу, остальное время лежит и смотрит мультики. Я не сломаю систему. Только семья может приучить ребенка работать.

Опыт соревнований
Сольный концерт центра «Домино» обычно проходит в июне во Дворце химиков. Концертные составы часто участвуют в фестивалях, которые проходят в разных городах России, завоевывают призовые места. Например, в прошлом году в Иркутске спектакль «Попкорн» взял Гран-при. В копилке «Домино» поездки в Грецию, Турцию, Польшу, Латвию, Болгарию. Для детей это важный опыт: они могут увидеть, как танцуют другие, понять свой реальный уровень, обсудить номера и проанализировать, что понравилось и почему.

«Наставники» - совместный проект газеты «Голос Череповца» и компании «Северсталь».

Марина Чадова