Миниатюра «Калена стрела» появилась после того, как постановщик Евгений Горшков вдохновился музыкой.![]()
Творческий путь
Яна Горшкова родилась в небольшом городе Коряжма Архангельской области. Попробовав себя в музыке, легкой атлетике, лыжном спорте и других занятиях, Яна остановила свой выбор на танцах. Уже в седьмом классе ей предложили вести кружок бального танца. А после девятого класса девушка поступила в Калужский областной колледж культуры.
Спустя четыре года Яна уехала в Архангельск работать артисткой балета в Театре танца Богомолова, где познакомилась с будущим мужем – Евгением Горшковым из Череповца. Он вел занятия по хип-хопу в этом же учреждении. Спустя какое-то время они переехали на родину Яны, в Коряжму, и открыли там театр танца «Домино», где проработали десять лет.
- Город маленький, дети были вовлечены в занятия, работать было легко, - вспоминает Яна Александровна. – Параллельно с этим мы начали заниматься современным танцем. В 2000 году у нас появился компьютер, и мы полностью погрузились в эту сферу: узнали о других танцевальных коллективах, истории современного танца и т. д. Мы выиграли гранты Совета министров северных стран, ездили на танцевальные фестивали в Финляндию, Норвегию. Это были мегакрутые фестивали, где спектакли проходили с утра до ночи. Для нас это стало переломным моментом в творчестве.
Работая в Коряжме, Евгений Владимирович приезжал в Череповец в качестве постановщика по приглашению шоу-балета «Магия». Впоследствии семья переехала в наш город, и новый театр танца «Домино» появился во Дворце металлургов. Спустя время супруги открыли свой центр современной хореографии.
Яна Горшкова, художественный руководитель театра танца «Домино»: «Если дисциплины в зале нет, результата не будет никогда».![]()
Огонь в глазах
В «Домино» занимается около 300 юных танцоров. В студию берут детей от 3 до 13 лет. Первоначально все ребята попадают в группу школы, где они развивают физические данные, получают первые навыки. На занятиях много времени уделяется подкачкам, выворотности, работе с тазобедренными и голеностопными суставами, гибкости спины. Дети осваивают базовую акробатику, потому что в современных танцах много элементов делается на полу, танцор не должен его бояться.
Только после этого детей распределяют по танцевальным составам, которые ведут хореографы центра. Старший и средний составы заняты в спектаклях, ребята помладше участвуют в миниатюрах.
- Как скоро ребенок начинает выступать?
- Абсолютно по-разному. Если у ребенка бешеный огонь в глазах, он работает без остановки - а такие дети есть, - его могут уже через три месяца перевести в танцевальный состав, - говорит Яна Александровна. – Есть родители, которым нравится, что ребенок умеет делать перевороты, колеса, получает пятерки по физкультуре, а выступать дальше они не хотят. Пожалуйста, занятия будут полезны любому ребенку.
Спектакль «Попкорн» посвящен проблемам глобального потепления.![]()
Волнующие темы
Постановками спектаклей в студии занимается Евгений Горшков. Обычно это авторские авангардные спектакли, в которых заложен определенный смысл. Танцоры передают его без слов - телом, движением, поэтому каждый зритель интерпретирует действо по-своему.
Так, например, в прошлом году ребята из среднего состава показывали спектакль «Попкорн». Прямо на сцене дети жарили попкорн в микроволновке и ели его! Некоторые зрители подумали, что эта постановка про инопланетян, но на самом деле она посвящена проблеме глобального потепления. Старшая группа танцевала спектакль «Поле Хронона» - о том, что времени на самом деле нет, часы, минуты и годы придумали сами люди.
- Тему спектакля мы всегда находим в разговоре с детьми. Евгений Владимирович приносит музыку, предлагает выбрать из нескольких вариантов, обсуждает с детьми проблемы, которые их волнуют. Они выбирают какую-то тему и прорабатывают ее, - рассказала Яна Александровна. - Все комбинации движений внутри спектакля танцоры тоже придумывают сами. Например, Евгений Владимирович говорит, что на эту музыку нужно сделать определенную комбинацию, дети придумывают и по очереди показывают, он выбирает лучшую, и так далее. Обычно тренировки у старших детей длятся два-три часа, но во время работы над созданием спектакля они могут доходить до восьми часов. Но все танцоры знают, родители привыкли. Надо – значит, идем и делаем!
Для танцоров из основного состава на базе центра летом проводятся танцевальные сборы: каждый день ребята посещают занятия и мастер-классы. Также на базе центра проходят курсы для хореографов-постановщиков из других городов и стран.
В «Домино» занимаются ребята с трех лет.![]()
Фото: предоставлены Яной Горшковой
В большой балет
Многие выпускники «Домино» поступают в хореографические училища, некоторые учатся на балетмейстера-постановщика в Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. А Ростислав Черепанов, который занимался в «Домино» с пяти лет, после четвертого класса смог сдать экзамен и поступить в Московскую государственную академию хореографии. Он уже участвует в спектаклях Большого театра как артист балета.
Среди выпускников есть педагоги, которые открыли свои танцевальные студии в других городах. Есть и те, кто изначально выбрал другую профессию, но впоследствии перешел на работу, связанную с движением, например фитнес-инструктор. Многие приезжают в Череповец, чтобы вместе с любимыми педагогами отметить день выпускников.
Через «не могу»
Самые важные качества для танцора – это дисциплинированность и трудолюбие.
- Педагог может дать задание и выйти из зала, и дети должны уметь работать самостоятельно. Если дисциплины в зале нет, результата не будет никогда, - говорит Яна Александровна. – У ребенка могут быть шикарные данные, но, если он не танцует, это увидят все.
Зрителя не обманешь. Даже в отпуске ребенок должен нагружать тело, тянуть шпагат, держать вес, не переедать. Через «не могу», через «не хочу» воспитывается характер.
В успехе будущего танцора многое зависит и от родителей, их методов воспитания.
- Посетив пробное занятие, мама трехлетнего ребенка говорит: «Я вечером поговорю с Васенькой. Не знаю, что он решит». То есть мы снимем с себя ответственность и повесим на Васеньку? Их здесь заставляют качать пресс, стоять в планке, приседать, стоять на руках. И если есть выбор: смотреть дома мультики или заниматься - какой нормальный ребенок выберет второй вариант? – говорит педагог. – Часть детей в зале работают, часть лежат. Я спрашиваю у родителей: а что у вас ребенок делает по дому? Вы заставляете его посуду за собой принести, вещи сложить? Он ко мне ходит два раза в неделю по часу, остальное время лежит и смотрит мультики. Я не сломаю систему. Только семья может приучить ребенка работать.
Опыт соревнований
Сольный концерт центра «Домино» обычно проходит в июне во Дворце химиков. Концертные составы часто участвуют в фестивалях, которые проходят в разных городах России, завоевывают призовые места. Например, в прошлом году в Иркутске спектакль «Попкорн» взял Гран-при. В копилке «Домино» поездки в Грецию, Турцию, Польшу, Латвию, Болгарию. Для детей это важный опыт: они могут увидеть, как танцуют другие, понять свой реальный уровень, обсудить номера и проанализировать, что понравилось и почему.
«Наставники» - совместный проект газеты «Голос Череповца» и компании «Северсталь».
Марина Чадова