С 1 сентября 2024 года в российских школах будет запрещено использовать мобильные телефоны на уроках. Но это не отменяет вопросов, касающихся роли электронных гаджетов в жизни детей. По данным одной из крупнейших отечественных IT-компаний, в России 88 % детей в возрасте от 7 до 10 лет уже имеют собственный смартфон или планшет.
Возможность связаться. В сообществах педагогов, медиков, психологов нет обобщенного и однозначного мнения о возрасте, с которого стоит давать ребенку телефон. Хотя довольно часто как российские, так и зарубежные специалисты согласны с тем, что раньше двух лет ребенку вообще нельзя взаимодействовать с телефоном (смартфоном). Но подразумевается, что с двух лет можно понемногу – понемногу! – начинать показывать ребенку мультфильмы или развивающие программы по смартфону, а не что малыш уже сам должен кому-то звонить. Да и то некоторые эксперты считают: два года – еще слишком рано и лучше подождать хотя бы до трех-четырех.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что покупать ребенку, который еще ходит в садик, собственный телефон не нужно, а вот первокласснику уже пора. Дело тут не столько в педагогических показаниях, сколько в реалиях современной жизни: важно, чтобы у родителей всегда была возможность связаться с ребенком. Даже если они приводят его в школу и забирают обратно, всегда может возникнуть ситуация, когда нужно позвонить – например, если отменится или добавится урок.
Современный или кнопочный? Но возникает вопрос: что лучше приобрести для ребенка? Смартфон, чтобы дитя, как говорится, было не хуже остальных и вообще не отставало от эпохи и осваивало современные технологии? Или кнопочный телефон, чтобы чадо могло только позвонить и не отвлекалось на интернет, игры и прочие функции гаджета? По этому вопросу мнения психологов, да и родителей, опять же расходятся.
Хотя, судя по родительским форумам, большая часть родителей за кнопочные телефоны для первоклассников. Среди аргументов то, что с таким телефоном ребенок точно не будет «отвлекаться на лишнее». Правда, некоторые взрослые рассказывают, что их дети прекрасно отвлекаются на игры, которые есть даже в простейших сотовых телефонах, например на «змейку».
Кнопочный телефон безопаснее: с него ребенок не зайдет на вредоносный сайт, не предоставит злоумышленникам доступ к личным данным, не будет «затянут» в соцсети и т. д. Впрочем, если отключить на смартфоне интернет, он в этом плане тоже станет безопасным. Также популярный аргумент в пользу кнопочного телефона – то, что он дешев, его нелегко сломать, а если сломаешь, будет не так жалко, как смартфон.
Однако сам ребенок вряд ли порадуется, если ему придется ходить с кнопочным телефоном, особенно если у всех его одноклассников «крутые смартфоны». Можно ли как-то донести до ребенка, что не в смартфонах счастье? Психологи отмечают, что модель телефона на самом деле не особенно важна, отношение детей к виду и вообще использованию гаджета – вопрос более глубокий, чем кажется, корень проблемы, как и ее решение, зачастую лежит в сфере детско-родительских отношений. Мы к этому вернемся чуть позже.
Запрет - не запрет. Итак, с 1 сентября этого года в школах вступит в силу запрет на использование средств подвижной радиотелефонной связи во время уроков. В число таких средств входят мобильные телефоны, умные часы с сим-картой и «другие устройства, которые могут выполнять функции телефона, например получать СМС-сообщения».
Кто-то удивится: «А что, разве до этого учителя кому-то разрешали звонить или отправлять сообщения прямо на уроке?» (Понятно, что найдутся те, кто будет пользоваться телефоном тайком, но это уже не вопрос разрешения.) Здесь речь не о том, что учителя разрешали кому-то звонить или писать прямо во время занятий, а о том, что иногда на занятиях телефоны использовались в процессе обучения - допустим, чтобы зайти на какой-то сайт, открыть то или иное приложение. Теперь делать этого нельзя - телефонами на уроке можно будет пользоваться лишь в случае угрозы здоровью или жизни, а преподаватели будут «обходиться» интерактивными досками, компьютерами и планшетами.
Министерство просвещения РФ в своем телеграм-канале пояснило: «Речь не идет ни о каких запретах. Ученик будет всегда на связи с родителями, но в образовательном процессе мобильные устройства должны использоваться только с разрешения учителя».
В контексте воспитания. Вернемся к вопросу о взаимоотношениях ребенка с телефоном. Александр Викулов, директор межведомственной службы помощи детям и молодежи «Восхождение», психолог-психотерапевт, кандидат психологических наук, говорит:
- До появления смартфонов похожие вопросы возникали у родителей насчет книг, фильмов. Разрешать или не разрешать ту или иную книгу, фильм? Полезна эта информация или опасна? Но особенность современных телефонов в том, что у них есть доступ в интернет, а контент в интернете может быть как опасным для здоровья и жизни, так и действительно полезным. Грубо говоря, в интернете можно «научиться» совершать суицид, а можно выучить любой иностранный язык, приобщиться к мировому искусству. Можно стать жертвой злоумышленника, а можно найти хорошего друга. Этот вопрос нельзя рассматривать вне контекста воспитания.
Ребенка в мир телефона с интернетом (или других гаджетов) взрослый должен ввести, объяснить правила безопасности.
- Надо ли контролировать этот мир?
– Надо. Есть внешний контроль – запрет, ограничения, и он нужен; но если у родителей нет качественных здоровых отношений с ребенком, ребенок найдет способ обойти этот запрет. Есть так называемый ценностный контроль. Когда у вас хорошие, доверительные отношения с ребенком, он будет делать выбор в соответствии с теми ценностями, которые вы ему привили, в соответствии с примерами, которые вы ему (может быть, сами не понимая этого) подавали. Это очень важно.
Поговорили мы с Александром Владимировичем и о зависимости от гаджетов, которая бывает очень опасной.
- В теории у человека может быть столько зависимостей, сколько у него потребностей. И для родителей очень важно специально проводить с детьми - может быть, даже с привлечением квалифицированных специалистов - профилактику зависимости. А что такое зависимость? Это удовлетворение здоровых потребностей нездоровым образом. Если родители не обращают внимания, что у ребенка пониженная самооценка, что у него установка «Я недостаточно хорош», то ребенок может входить в интернет-общение, где им на этой основе будут манипулировать. Допустим, в какой-нибудь онлайн-игре его буду хвалить, поддерживать, он будет чувствовать себя успешным и «сидеть» там с утра до вечера, а то и ночью. Я много лет работаю с зависимостями от гаджетов. И если, например, у ребенка есть зависимость от игры, я часто спрашиваю (и оказывается, что никто раньше не спрашивал его об этом): что важно ему в этой игре, что в ней ценного, что он получает? Можно задать тысячу и один открытый вопрос, чтобы понять, а в чем суть игры, что игра дает, как она его развивает или не развивает. Важно, чтобы эту работу умел проделывать родитель. И здесь я опять вернусь к ключевому моменту, а ключевой момент - хорошие отношения, основанные на системе ценностей; это очень существенно в подростковом и вообще школьном возрасте. Если есть такие отношения, то, помимо прочего, детям будет не так и важно, какой у них телефон, они не будут завидовать чьему-то «супердорогому» смартфону.
Качественный контакт
Александр Викулов: «Логика ограничения важна, но еще важнее логика хорошего качественного контакта с ребенком. Нельзя пускать ребенка в информационное поле, к которому дает доступ смартфон, без поддержки, без объяснения правил и без ценностных ориентиров, иначе он может, скажем, попасть под чье-то влияние. И влияние в интернете бывает очень сильным, учитывая достижения психологии и других наук. Ребенка могут «перепрограммировать» так, что вы его не узнаете. Такое влияние бывает сильнее родительского, если вы не построили качественного контакта, основанного на вашей здоровой системе ценностей».
Елена Бжания
газета «Голос Череповца»