16+

С какими проблемами чаще всего сталкиваются подростки

Дети и взрослые могут обратиться с проблемой по телефону доверия 124
5 октября 2025


С начала года на телефон доверия Благотворительного фонда «Дорога к дому» поступило 4367 звонков (по данным на 22 сентября). С весны специально для детей сделали короткий номер: 124. Но и старый в работе: 288-588. В какой помощи нуждаются дети?

Позвонить вправе и ребенок, и взрослый
Разобраться в сути детских проблем нам поможет Ирина Ромашова, психолог Родительского ресурсного центра Благотворительного фонда «Дорога к дому». Какой номер нужно набрать, чтобы получить помощь?

— Сейчас все гораздо проще, набираешь всего три цифры 124 и попадаешь на консультанта, — рассказывает «Речи» Ирина Александровна. — Звонки обычно поступают от подростков в возрасте от 10 лет. Ребенку нужна помощь, но нередко его охватывают страх, паника, стеснение: я позвоню, а вдруг меня заругают или, того хуже, посмеются надо мной. И совершенно напрасно. Анонимно, бесплатно, конфиденциально — это основные принципы работы детского телефона доверия. И еще это безопасно, бояться не нужно, никто вас не заругает и не осудит. А вот действенную помощь вы действительно можете получить. На этот телефон может позвонить любой человек — ребенок или взрослый. И неважно, где территориально зарегистрирован абонент. Мы все равно поможем, проконсультируем. Сегодня к нам поступают звонки из Орла, Воронежа, южных регионов. Действуют и старые номера, тоже бесплатные: федеральный 8-800-2000-122 и наш, череповецкий — 288-588. Мы на связи 24/7.

Приведем ряд тем, по которым часто обращаются на телефон доверия.

Куда пойти учиться
Профориентация. Самые актуальные вопросы весной и летом — проблемы профориентации. В этом году от подростков и их родителей поступило более 370 звонков. Для сравнения, в 2024 году за аналогичный период их было в два с половиной раза меньше (156). Почему? Видимо, они стали более значимыми для детей и их родителей.

Как объясняет Ирина Ромашова, вопросы, куда пойти учиться, как выбрать профессию, далеко не праздные для детей. К ним же можно причислить проблемы сдачи экзаменов, когда начинаются ОГЭ, ЕГЭ. Выбор учебного заведения — это период повышенной тревожности, как у детей, так и у их родителей.

Ситуация. По телефону доверия позвонил старшеклассник, ему 17 лет. «Родители видят меня только в одной профессии — врача-хирурга. А у меня душа не лежит к медицине, у меня страх перед этой профессией. Да и по баллам, я чувствую, в институт не поступлю. Мне больше по душе информатика, программирование. Но мама настаивает. Что мне делать?» — спрашивал юноша.

— Мы долго с ним разговаривали, прорабатывая разные варианты. Можно пойти и в медицину, но взять профессию попроще: не врача-хирурга, а, допустим, фармацевта или специальность, сопутствующую медицине. Можно, в конце концов, если не поступишь в институт, взять планку пониже, поступить в колледж, техникум. Долго обсуждали, и в конце разговора молодой человек выдохнул: спасибо, что выслушали, помогли справиться с тревогой, — рассказывает наш эксперт.

Дочка курит. Какой ужас!
Детско-родительские отношения. Проблемы отношений ребенка с родителями составляют значительную часть всех обращений. Причем чаще звонят родители. За 2025 год (по данным на 22 сентября) 270 раз была затронута эта тема. В том числе 186 — звонки от родителей, остальные — от детей и иных граждан.

Для сравнения, за весь 2024 год тема детско-родительских отношений затрагивалась 416 раз. В том числе 262 — звонки от родителей, прочие запросы — от детей и иных граждан.

Чаще родители жалуются, что ребенок в подростковом возрасте стал ершистым, упрямым, с ним невозможно договориться. А порой дети преподносят сюрпризы.

Ситуация 1. Женщина работает в проектно-конструкторском бюро на предприятии. С дочерью, которой почти 18 лет, в хороших доверительных отношениях. И вдруг мама узнает, что дочь курит. Как она могла! Женщина тревожная, и она не знает, как реагировать на эту новость.

— Понятно стремление мамы защитить интересы ребенка. Но вопрос, нуждается ли в защите сам ребенок, который стоит на пороге самостоятельной жизни, — выражает свою позицию психолог. — Как выясняется, девушка серьезная, хорошо учится, занимается в кружках. А курит уже практически год, чего мама не замечала раньше. Почему курит? Как объясняет маме сама девушка, не хочет набрать вес, а еще выглядеть белой вороной в компании. А возможно, это и протест, желание похулиганить. И в какой-то степени сепарация — стремление ребенка отделиться от родителей. Что делать? Продолжать верить в своего ребенка, убеждать, разъяснять, что курить вредно для легких, а модно сейчас вести здоровый образ жизни, и если она бросит курить, то вряд ли это приведет к набору веса.

Ситуация 2. Она сложнее. На телефон доверия позвонила 18-летняя девушка. Как только наступило ее совершеннолетие, она ушла из дома и не хочет возвращаться из-за плохих отношений с отчимом. Отчим уехал на заработки, но он может вернуться. Девушка рассказала о разных проявлениях издевательств, унижений, что длились годами. Мать дочери не верит, говорит, что та все врет. Девушка бы и вовсе покинула город, но ей жаль младшего брата, которому шесть лет. Как ей помочь?

— Подобные преступления не имеют срока давности, и ты можешь обратиться в полицию, с этого начали мы свой разговор, — акцентирует наше внимание Ирина Ромашова. — Понятно, что девушка боится: если она уедет, защитить маленького брата будет некому. И тут же задает вполне резонный вопрос: я обращусь в полицию, а брата заберут в детский дом? Мы очень долго разбирались в ситуации. Прорабатывали разные варианты, вплоть до того, что сама девушка может взять брата под свою опеку. Мы же твердо обещаем ей всяческую поддержку и юридическое сопровождение и готовы подключиться к решению проблемы на любом этапе. Ведь речь идет о жизни и здоровье несовершеннолетнего. И все же настоятельно рекомендовали девушке обратиться за помощью в полицию, в органы опеки, к нам в Благотворительный фонд «Дорога к дому». Объяснили, что мы работаем 24/7. Девушка поблагодарила нас за то, что выслушали. До этого у нее не было возможности получить даже такую поддержку. Чем дело кончилось? Звонок совсем свежий. К сожалению, у нас нет обратной связи. Нередко бывает так, что звонят только один раз. Но есть и ситуации, когда подросток становится участником наших проектов, нацеленных на помощь семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию.

Ситуация 3. Мужчина один воспитывает 14-летнюю дочь. С матерью девочки они в разводе, та живет в другом городе. Однажды он нашел в телефоне дочери подозрительную переписку с мальчиком. Виртуальный «друг» явно вовлекал ее в дурную компанию. Отец встревожился, до этого момента дочь ничего не скрывала. Спугнуть ее, оттолкнуть, сказав что-нибудь не то, он боялся. Что делать?

— Как мы выяснили, у дочери были хорошие отношения с отцом, и с мамой она не теряла связи, — объясняет наш эксперт. — Девчоночьими секретами, конечно же, лучше делиться с мамой. Мужчина сказал, что он непременно переговорит с бывшей супругой. Грубо вмешиваться в эту ситуацию, безусловно, не стоит. Да, в детстве родители обладают непререкаемым авторитетом, но по мере взросления ситуация меняется. У дочери появляются новые друзья, и некоторые из них могут не нравиться родителям.

Разбираемся, что делать, и в каких случаях стоит бить тревогу. Как предотвратить последствия дружбы с «плохими ребятами»?

1. Повышать самооценку ребенка, прежде выяснив, насколько он ведом. Если в подростке воспитаны ощущение собственной ценности, достоинства, уважения к себе, представление о нормах морали и нравственности, он не пойдет на поводу у испорченных сверстников.

2. Научиться слышать ребенка, интересоваться его мнением. Можно советоваться: что приготовить на ужин, куда сходить на выходных.

3. Постараться воздержаться от критики — подростки к ней очень чувствительны. Не стоит ругать за пролитый чай или запачканную футболку.

4. Не стоит критиковать интересы ребенка — музыку, фильмы. Пусть сам выбирает (в разумных пределах).

5. Научиться распознавать эмоциональное состояние подростка: подавлен, огорчен, расстроен. Осторожно поинтересоваться, в чем дело. И не обижаться, если он не захочет делиться.

6. Замечать успехи подростка, хвалить спокойно. Констатировать факт: тебе удалось справиться с задачкой по математике, сходил в магазин — молодец, приготовил ужин — вкусно.

7. Показывать: несмотря на плохое поведение, промахи и ошибки, мы все равно продолжаем тебя любить и готовы помочь.

8. Доверять. Не нужно контролировать каждый шаг подростка, он уже достаточно взрослый.

Два друга поссорились
Отношения между подростками. Дети очень остро реагируют на слова, на оценку своих товарищей, на колкость, казалось бы, друга, который может и предать.

Ситуация 1. Двое парней, закадычные друзья не на шутку поссорились. Повод был пустяковый. Один из них не пришел на обещанную встречу, не посчитав нужным оправдываться, второй расценил это как предательство.

— Они беспрерывно звонили на телефон доверия — один и другой. И каждый отстаивал свою правду. К слову, если звонят ребята, то вообще все плохо. Мужской менталитет таков: парню непозволительно жаловаться, делиться своими переживаниями — все в себе и копится годами, — объясняет Ирина Александровна. — Что нужно понять? Детская дружба — это репетиция серьезных взрослых отношений. Ребенок только учится таким вещам, как доверие и верность. И потом, идеальной дружбы (мужской или женской) не бывает. С ребятами долго и терпеливо говорили. По крайней мере выслушали, что немаловажно.

Ситуация 2. Дети от 10 лет и старше могут позвонить по телефону доверия, чтобы побаловаться, похохмить. Такие звонки тоже важны. Почему?

— Да потому что когда дети сидят в компании, хихикают, обязательно найдется тот, кому реально очень и очень нужна помощь, — говорит наш эксперт. — А сам он никак не может набраться смелости и позвонить по номеру 124. Его сковывают стеснение, страх. Но, послушав, как шутят его друзья и поняв, что никто их не ругал, не оскорблял, не унижал, ребенок понимает: звонить безопасно. И он сделает правильный шаг.

Ребенка затравили
Буллинг. Самая сложная тема. Девочку, ученицу пятого класса, в школе буквально затравили. Сверстники подвергали критике и унижали ее по разным поводам. Не так одета, не так ходит, не так смеется. Свои издевательства снимали на видео. За помощью к психологам обратилась мама девочки.

— Сначала мы поговорили по телефону доверия и попросили прийти на очную консультацию, проблема требовала более глубокого погружения в ситуацию, — говорит Ирина Александровна. — В итоге мама перевела дочь на индивидуальное домашнее обучение. Не лучший выход, поскольку развивать коммуникативные навыки и уметь общаться со сверстниками — все это необходимо для развития личности ребенка. Если кратко, то хочу подчерк­нуть: с буллингом ничего не сделать, универсальный рецепт — надо уходить от него, менять школу. Дети злые? Злые настолько же, насколько и несчастные. А если глубже копнуть, то в таких проявлениях в большей степени виноваты не дети, а взрослые и учителя. Буллинг зарождается всегда одним человеком и, как правило, это учитель, который позволяет себе посмеяться, подшутить над кем-то из детей, вроде бы невзначай, унизить. Тем самым демонстрируя собственную некомпетентность. Такой учитель позволяет себе эмоционально реагировать на какие-то проявления ребенка. Класс это подхватывает, особенно если там уже были моменты, которые способствовали буллингу. Ловушка захлопнулась. Класс решает: сегодня против кого дружить будем? Для буллинга характерно чувство стайности, когда в процесс травли включается не один человек, а два, три и больше.

Подчеркну, это очень болезненная тема. И в такой ситуации родителям и детям обязательно нужно обращаться за помощью. На первом этапе хотя бы позвонить по телефону доверия. И по крайней мере выговориться, получить поддержку специалистов. Жертве буллинга — понять: ты не виноват, никто не имеет права так к тебе относиться. Почему буллинг так болезнен? Потому что основное новообразование подросткового периода — это коммуникации. Подростку важно войти в свое окружение, понимать, каков он сам. И если окружение отворачивается, ребенок остается наедине с самим собой. А в это время нередко отношения с родителями испорчены и подросток доверяет больше своим сверстникам, ближайшему окружению. И если здесь возникают сложности, его отвергают, ребенок остается со своей бедой один на один.

Татьяна Ковачева
Читайте также