16+

Череповчане чтят героев блокады

В День полного снятия блокады Ленинграда прошли памятные мероприятия
сегодня


27 января ветераны, представители организаций, школьники и студенты Череповца возложили цветы к мемориалам и почтили подвиг нашей землячки — водолаза Нины Соколовой. В этот день 82 года назад была снята блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня.

Череповец присоединился к общероссийским памятным мероприятиям. Церемонии возложения цветов прошли у Мемориала боевой славы на кладбище № 1 и у памятника медсестре в привокзальном сквере. В этом году к ним впервые добавился мемориал на Набережной имени Нины Соколовой — нашей землячки, чей вклад в спасение осажденного города сложно переоценить.

В годы войны в Череповце работали 30 госпиталей, куда доставляли на лечение раненых бойцов и истощенных жителей блокадного Ленинграда. Вологодская область была ключевой базой снабжения Ленинградского и Волховского фронтов, а также приняла тысячи эвакуированных. Многие из них навсегда связали свою судьбу с нашим краем.

Отдельная страница истории — подвиг Нины Соколовой. Первая в СССР женщина — водолаз тяжелого снаряжения, инженер-гидротехник, она руководила прокладкой по дну Ладожского озера телефонного кабеля и бензопровода. Ее именем названы набережная и школа № 25. Биографию героини исследовала и увековечила в книге череповецкий историк Нина Бороздина. Именно она выступила на новой набережной.

— Спасибо вам, ленинградцы, что выстояли и остались людьми, — сказала краевед. — Мы низко кланяемся всем, кто приближал Победу. И сегодня особенно важно помнить таких героев, как наша землячка Нина Васильевна Соколова.

Ветеран «Северстали» Татьяна Николаевна поделилась историей своей семьи. Ее свекровь Анна Алексеевна Журавлева в 12 лет стала связной в партизанском отряде под Ленинградом.

— Ее отец командовал отрядом, она бегала через лес с записками, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Он был ранен и умер от потери крови в госпитале.

Наша собеседница ездила с семьей в ту самую деревню Гороховище, а теперь рассказывает историю внукам.

— Живых свидетелей почти не осталось, поэтому наш долг — говорить за них, — убеждена женщина.

Еще одна череповчанка, школьница, рассказала историю, которую хранят несколько поколений.

— Очень страшно представить, как все было на самом деле, — это слова 12-летней Иры.

Ее прабабушка Нина Смирнова часто вспоминала свою тетю Валентину Огарышеву, жившую в блокадном Ленинграде.

Из шести детей Валентины в живых остались двое, и связь с ними была почти потеряна. Найти родных удалось лишь спустя го-ды — по старому адресу в письме.

— Сейчас прабабушки и той тетушки нет в живых, — делится Ира. — Но когда приезжаем в Петербург, обязательно ходим по адресам, которые связаны с семьей, посещаем Пискаревское мемориальное кладбище. Большинство могил там общие, без имен, плиты отмечают только даты и годы.

Девочка говорит о недавно увиденном фильме, о том, как у детей выкачивали кровь для раненых фашистов. И делает главный вывод из всей этой истории: как важно сейчас ценить жизнь.

Анастасия Тихова
Читайте также