Как отличить экологичный товар от маркетингового хода?
Экологичность стала одним из главных трендов современности. «Экологичный» ярлык массово лепят на товары, дабы привлечь покупателей. Разбираемся, как отличить настоящую заботу об окружающей среде и здоровье потребителя от маркетингового хода.
Издержки
В мире набирает обороты производство самых разнообразных предметов одежды из переработанного пластика — в основном из ПЭТ (поли-этилентерефталата), перерабатываемого в полиэстеровое волокно. В массмедиа широко освещалось, что известные европейские футбольные клубы стали шить спортивную форму из переработанного полиэстера. Кроме того, из вторичного полиэстера производят всем известную флисовую ткань. Такая одежда позиционируется как экологичная, даже на этикетках или ценниках есть соответствующие пометки.
— С одной стороны, это выглядит захватывающе: из пластиковых бутылок мы можем производить что-то совершенно новое и гораздо более нужное, чем одноразовые бутылки! — говорит Дмитрий Садоков, координатор ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор» в Череповце. — Но, если разобраться, есть несколько очень серьезных издержек. Во время стирки в стиральных машинах полиэстеровая ткань выделяет значительное количество микропластика в коммунально-бытовые стоки. Далее эти микроскопические части волокон попадают в природные водные объекты и легко включаются в естественные геохимические процессы и пищевые цепи. Во-вторых, необходимо помнить о том, что одежда, произведенная из вторичного полиэстера, уже не может быть вновь переработана. Из ПЭТ-бутылки могут произвести новую ПЭТ-бутылку и повторить этот цикл несколько раз без существенной потери качества. При производстве новых нетипичных предметов (например, упаковочной, ПЭТ-ленты или полиэстерового волокна) отходы уже нельзя так же раздельно собрать, идентифицировать и переработать в новую бутылку или в другой новый предмет.
Это же относится и к композитным видам текстиля — так называемым смесовым тканям, а их на прилавках большинство. Это не просто синтетические материалы, а смесь синтетических и натуральных волокон (например, полиэстера, хлопка, шерсти и др.), часто окрашиваемых мощными красителями, которые невозможно удалить или перекрасить. Только недавно в Финляндии коллективными усилиями удалось достичь успеха в химической переработке таких тканей, в ходе которой от целлюлозы в смеси с другими волокнами отделяется полиэстер, преобразуемый в материал под названием тенсел. Пока неизвестно, найдет ли эта технология повсеместное применение.
Относительно недавно на косметическом рынке появились тканевые маски — маски из ткани, пропитанной косметическим средством, которые накладываются на лицо. Они одноразовые и, за редчайшими исключениями, сделаны из материалов с добавлением пластиковых волокон. Это значит, что разлагаться они будут несколько десятков лет. Плюс каждая маска, как правило, в индивидуальной упаковке из материалов, которые не перерабатываются и тоже разлагаются очень долго. Словом, для одной-единственной процедуры получается многовато потраченных ресурсов и образовавшегося мусора.
Действительно ли тканевые маски более эффективны? В некоторых случаях — да (поскольку ткань создает подобие парникового эффекта, вещества глубже проникают в кожу), в некоторых — это лишь маркетинговый ход, «что-то интересненькое» для привлечения покупателей. Даже если ткань действительно усиливает эффективность средства, стоит ли это того, чтобы производить столько мусора, тем более что эффективность не означает чудодейственность. Эффективные маски есть и в банках, пластиковых либо стеклянных; такого средства хватит на десятки процедур, а упаковку потом можно сдать на переработку.
Гринвошинг
Это понятие означает обман, когда производитель пытается выдать свой товар за экологичный, хотя он таковым не является. Надписи наподобие «Эко», «Био», «Экологичный продукт», «Сделано с заботой о природе», нарисованное деревце, зеленое сердечко и так далее на самом деле не значат ничего. Производитель может напечатать на упаковке тетрапак хоть целую рощу, это не изменит того факта, что тетрапак — один из самых неэкологичных видов упаковки. То же самое касается состава продукции: скажем, на упаковке стирального порошка может быть написано «Эко» или «Био», а при чтении состава в списке ингредиентов обнаружатся синтетические ПАВы и фталаты.
— Гринвошинг очень распространен, и он еще не достиг своего максимума, потому что сейчас есть тренд — спрос на экологичность, — рассказывает Анастасия Макарова, активист экологического движения «РазДельный Сбор» и владелица эколавки.
— Как не попасться на удочку?
— Можно внимательно читать состав, но даже тогда разобраться не так-то просто, зачастую нужно хотя бы базовое химическое образование. Самый простой способ — выбирать продукты, у которых есть экологический сертификат.
Экологический сертификат выдается производителю, который подтверждает, что его продукт соответствует экологическим стандартам. Причем выдается не на всю продукцию разом, а на отдельный вид. Допустим, есть косметическая компания «Прекрасная Роза», которая выпускает мыло, крем для рук, крем для век, сыворотку, лосьон, шампунь. Один сертификат выдают не на весь список товаров, а на один вид — например, на крем для рук. Если «Прекрасная Роза» захочет получить сертификат и на крем для век или мыло, придется проходить процедуру (экспертизы, проверки) по новой.
Получение сертификата означает, что продукт соответствует всем экологическим нормам, которые предъявляет сертифицирующая организация (СО). Это неправительственная, независимая организация, где работают опять-таки независимые эксперты высокого уровня. Таких организаций не сказать чтобы множество, но и не одна-две. Есть они и в России, однако считается, что европейские СО предъявляют более строгие требования к продукции, потому их сертификаты более надежны. У каждой организации свои нормы и требования, они во многом сходятся, но есть некоторые различия.
Кто-то под экологичностью подразумевает то, что продукция изготовлена из сырья, которое никак не вредит организму и здоровью человека, кто-то — что продукция безопасна для окружающей среды. Чаще всего одно сочетается с другим, но не всегда. Например, силиконы безопасны для человека, но вредят природе, поскольку не разлагаются; поэтому их использование не считается экологичным. Как правило, сертифицирующие организации при разработке своих норм и требований стараются ориентироваться на обе стороны медали.
Значок
Получение экологического сертификата — процедура добровольная. В России ее прошли буквально несколько компаний. Основная часть производителей считает это нецелесообразным, поскольку процедура предполагает затраты (и на саму проверку, и на возможные производственные изменения для соответствия требованиям). А многие российские покупатели даже не слышали об экологических сертификатах.
— Как покупателю узнать, что у продукта есть экологический сертификат? — спросили мы у Анастасии. — Попросить продавца показать какие-то документы?— Нет. Для покупателя сертификат — это значок прямо на упаковке.У каждой сертифицирующей организации свой знак. Эти знаки нужно знать, чтобы не спутать с другими символами, иначе можно попасться на удочку все того же гринвошинга. Ничто не мешает недобросовестному производителю поместить на упаковку не имеющий никакой значимости значок (скажем, какое-нибудь зеленое сердечко), который будет смотреться как сертификационный знак. Бывает и того хуже: производитель помещает у себя на упаковке настоящий сертификационный знак, не имея экологического сертификата данной продукции. Это, вообще-то, грозит судебными разбирательствами, но не всех останавливает такая угроза.
Кроме того, существует так называемая фейковая (поддельная) экологическая сертификация: есть множество подставных фондов и контор, за сертификатами которых, имеющими красивое название, на самом деле стоит «пустышка». Всего полмесяца назад производитель популярного средства для мытья посуды получил значок некой организации, которая при проверке была уличена в обмане: продукция, признаваемая ею экологичной, зачастую таковой не являлась. Справедливости ради надо отметить, что некоторые бренды после выявления ложной сертификации отказываются от нее и проходят проверку в более надежных СО.
Итак, чтобы не запутаться и не обмануться, нужно три вещи:1. знать, каким сертифицирующим организациям можно доверять;2. знать, как выглядят настоящие сертификационные знаки, хотя бы основные (информацию можно найти в Интернете);3. даже если знак настоящий, проверять, действительно ли продукция получила экологический сертификат (это можно сделать на сайте СО, там должна быть информация о сертифицированной продукции).
Конечно, получается довольно громоздко: сначала просмотреть список сертифицирующих организаций и сертификационных знаков, а потом, уже выбрав в магазине конкретный продукт (экологические сертификаты выдаются не только на косметику, но и на продукты питания, одежду и т. д.), зайти на сайт организации и проштудировать там списки сертифицированной ею продукции. Зато так вы сможете быть уверены, что покупаете по-настоящему экологичный товар.
Упаковки
С Анастасией мы поговорили об экологичности не только продукции, но и упаковок.— Много ли есть компаний, которые используют максимально экологичную упаковку изначально или переходят на нее по своему желанию?— Нет. Это буквально единичные случаи, даже в сфере экологичных товаров, про другие я вообще молчу. У меня в лавке продается продукция нескольких десятков компаний, и только две из этих компаний принимают обратно упаковки, чтобы переработать и использовать снова. Опять-таки часто встречается гринвошинг. Есть яркие примеры, когда крупные транснациональные компании заявляют о своей экологичности, в том числе об экологичности своих упаковок, но у человека, который хоть немного разбирается в теме, волосы встают дыбом от такого наглого обмана. Например, не может быть экологичной упаковка, сделанная из пластика с маркировкой «7» или вовсе без маркировки, потому что такой пластик не перерабатывается и сразу отправляется на свалку.
Бизнес есть бизнес, и наивно ждать, что компании будут жертвовать прибылью во благо природы. Сменить один вид упаковки на другой не так просто, как кажется потребителю со стороны, такая замена требует многомиллионных инвестиций. Подобных случаев настолько мало, что на общем фоне они сравнимы со статистической погрешностью. Потому-то и важно, чтобы было государственное регулирование. Утрированный пример: если государство запретит производство (ввоз) продукции в упаковке из неперерабатываемых материалов, производителю придется изменить упаковочную линию.
К сожалению, законодательство в этом плане как раз неповоротливо, особенно если дело касается пищевой отрасли со всеми ее санитарными и прочими нормами, которые зачастую можно трактовать по-разному. Все боятся эти нормы нарушить и потому предпочитают не рисковать. Именно по этой причине во многих крупных торговых сетях покупателям не разрешают использовать собственные многоразовые контейнеры при покупке, скажем, салатов или кондитерских изделий — только одноразовые контейнеры самого магазина.
Елена Бжания, газета «Голос Череповца»