Череповецкий хор «Воскресение» вступил в борьбу за 5 миллионов рублей с лучшими хорами страны в телеконкурсе «Ну-ка, все вместе! Хором!». «Речь» расспросила руководителя «Воскресения» Елену Попову, как готовились и как выступили.
«Репетировали в гостинице, соседи не жаловались»
Эфир программы с участием череповецкого хора «Воскресение» имени Сергея Зуева пройдет на телеканале «Россия» в пятницу 4 апреля, начало в 21.30. Зрители увидят восемь хоров-участников, каждый из них представит по одной композиции. Выступления оценит большое жюри, и два коллектива продолжат борьбу за главный приз. Пройдут ли череповчане в финал, узнаем в пятницу вечером.
Как вы попали на конкурс?
— В прошлом телесезоне конкурс «Ну-ка, все вместе! Хором!» проходил впервые. Я узнала о нем от своих знакомых, руководителей коллективов, за которыми слежу в интернете. Первый сезон получился очень интересным. В этом году я увидела рекламу с информацией о том, что идет кастинг участников второго сезона. Будучи дважды финалистами «Битвы хоров», мы приобрели некоторый опыт и решили рискнуть — подать заявку. Отправили видеозаписи наших выступлений, и нам сообщили, что мы прошли кастинг. Пригласили на съемки передачи. Город нас поддержал, потому что очень сложно отправить большой коллектив в Москву. Телевизионное шоу — совершенно новый для нас формат: это очень волнительно и очень ответственно, ведь мы представляем наше искусство, наш город на всю страну.
Что было дальше?
— Мы созванивались с режиссерской группой по видеосвязи. Они предлагали нам варианты песен, мы предлагали свои. Сошлись на одном произведении. Мы начали активно готовиться, все шло хорошо. Но когда мы приехали в Москву, нас попросили поменять произведение, и мы за двое суток выучили и отрепетировали совершенно другую песню. Что именно мы исполнили, зрители увидят сами, я не хочу называть произведение. Не будем раскрывать интригу.
Где репетировали? В гостинице?
— Да, в гостинице. Собирались отдельно группами, с каждым проучивали. Двое суток работали, было непросто. Артисты молодцы, они справились. Жалоб от соседей по гостинице не было, мы репетировали тихонечко. Когда учишь, главное не громкость, а чистота и интонирование.
Когда вы сообщили хористам, что «Воскресение» пригласили на съемки, какая была реакция?
— Первая реакция была положительная, они обрадовались. Но потом, когда мы стали обсуждать все условия, прикидывать, как и что будет, появились и волнение, и сомнения. Я очень рада, что все получилось. Поехали все, никто не отказался, хотя было непросто всем решить вопросы с работой. Наши артисты трудятся в самых разных сферах, в том числе на промпредприятиях. Некоторых отпустили буквально за день до выезда.
Понравиться стене экспертов
Во время подготовки к конкурсу к чему вы стремились? Чтобы хор «Воскресение» выступил академически правильно или чем-то бросился в глаза зрителям?
— Конечно, на таких шоу преимущество у тех, кто выступает не просто хорошо, а ярко. Хоры сейчас выступают в самых разных жанрах, чуть ли не танцуют. Мы, конечно, не такие, мы более академический коллектив, и нам было сложнее показать себя в этом плане, мы старались брать качеством исполнения.
Как прошли съемки?
— Они проводились на «Мосфильме», в первом павильоне, где снимаются многие известные телешоу. Люди там феноменальной подготовки, на площадке к нам было доброжелательное бережное отношение. Мы ощутили спокойствие, творческую свободу. Я не имею права детально разглашать, как проходят съемки. Могу сказать, что снимают отдельно каждый коллектив, потом это монтируется.
Зрители увидят восемь хоров, которых оценивает стена экспертов — известных вокалистов, музыкантов. Их сто человек. Если им нравится выступление, они встают. Проходит обсуждение, в ходе которого эксперты высказывают свое мнение. Слушать это было очень волнительно. Знаете, когда я дирижировала, я стояла спиной к экспертам и по глазам своих артистов могла догадываться, что там сзади меня происходит. Всего проходит четыре передачи, в каждой определяют два коллектива для финала, где встречаются 8 коллективов. На кону 5 миллионов рублей и разные подарки.
Что вас удивило на съемках — атмосфера, количество дублей?
— Дублей не было вообще, это абсолютно честный конкурс. Приятно удивило, как там все организовано, как здорово работают звукорежиссеры, музыкальные редакторы. Если надо, сто раз объяснят, они же понимают, что мы все волнуемся. Верим, что наши надежды и труды были не напрасны, что наш номер и наш коллектив запомнятся зрителям. Похвально, что на уровне этого шоу хоровое искусство пытаются сделать ближе и понятней широкому зрителю.
Вы выступали в своих костюмах или телевидение вас одело?
— Эта наша самая больная тема. Наши черные костюмы, в которых хор выступает постоянно, были пошиты 20 лет назад для участия в Днях Вологодской области в Москве. Можете представить, что это такое. И наши костюмы на съемочной площадке не утвердили, но это «Мосфильм», и женской группе костюмы предоставили.
Вы говорите, кто коллектив волновался. Но ведь хор большой, и если у кого-то не задалось, этого не слышно. Или нет?
— Обычно хор как подзвучивают — повесят несколько микрофонов на весь коллектив, и все. Если кто-то забыл текст или сфальшивил, это не будет сильно заметно. А на съемках у каждого артиста был свой личный микрофон, и каждый работал на сто процентов того, что он может. Наше участие в телеконкурсе — это большая командная работа, где важен вклад каждого участника коллектива.
Каждый человек — индивидуальность, а творческий особенно, но когда он творит в коллективе, он должен слышать других, раствориться в других, слиться с ними и в то же время не терять себя и осознавать свою ответственность за общее дело. И никак иначе, ведь хор — это маленькая модель идеального общества, основанного на едином устремлении.
Для хора подобные поездки — это бесценный опыт, новые знания, новые навыки, которые невозможно получить, если не выходить за рамки нашей певческой работы в пределах города.
Сергей Виноградов
Фото предоставлено Еленой Поповой