16+

85-летняя череповчанка шьет одеяла и наволочки для бойцов СВО

"Как я могу оставаться в стороне?"
7 декабря
Про Галину Васильевну Дунаеву я узнала из поста в ВК-группе «Череповецкий узловой совет ветеранов». Признаться, удивил не только «золотой» возраст волонтера, но и тот факт, что Галина Васильевна впервые села за швейную машину лишь несколько месяцев назад! Через пару дней мы познакомились с активной пенсионеркой лично. «Приходите в наш волонтерский центр, я там с самого утра буду», - пригласила нас Галина Васильевна. И мы пообщались и с ней, и с ее коллегами по швейному (и не только) делу.

1.JPG
Галина Васильевна сшила около 40 одеял, 10 подушек, 20 наволочек и непромокаемых пеленок.
Фото: Татьяна Иваницкая

Бригадир пути
В штаб корпоративных волонтеров Череповецкого узла мы наведались на прошлой неделе. Утром вторника в просторном помещении кипела работа: кто-то вплетал ленточки защитного цвета в будущую маскировочную сеть, кто-то нарезал отрезы ткани портновскими ножницами, кто-то раздергивал наполнитель для одеял. За своим столом около швейной машинки нас ждала и Галина Васильевна. Мы попросили череповчанку рассказать о своей жизни.

 - Я родом из Новгородской области, впервые в Череповец приехала в 18 лет, - вспоминает Галина Васильевна. – На родине я жила в леспромхозе, работы особо не было. Окончила 10 классов и пошла трудиться на узкоколейку. Жили мы небогато. Мама одна тянула троих детей: отец погиб в годы Великой Отечественной войны. У меня была подруга родом из Череповца. Как-то она приехала к нам и говорит, мол, поехали в Череповец – город будущего. Собралась я и поехала. На дворе - март 1959 года. Металлургический завод только-только строить начинали. Сходили мы с подругой туда, думали на работу устроиться, но нас не взяли, у нас ведь никакой рабочей специальности не было. Расстроилась я, конечно. А потом бабушка, у которой мы жилье снимали, сказала: «Идите на железную дорогу, там всегда люди нужны». Послушалась я, и, действительно, взяли. Так на Череповецкой станции пути я отработала 43 года.

 Свой профессиональный путь на железной дороге Галина Васильевна начинала путевым рабочим 2-го разряда, работала, училась, набиралась опыта. Сдала на 3-й разряд, потом на 4-й, затем стала старшим рабочим пути. В 1966 году была назначена бригадиром пути, в этой должности и трудилась до выхода на заслуженный отдых.

 - Я была бригадиром пути на станции Череповец-1. Это был сложный участок, сорок с лишним стрелок. Работали в любую погоду, днем и ночью, в непростых условиях. Зимой снега навалит, дежурный позвонит: «Стрелки не «идут». Тут же собираешься и бежишь туда, чистишь. И летом работы хватало тоже. Труд был тяжелый. Помню, разгонщик (путевой инструмент для регулировки зазоров в рельсовых стыках – прим. автора) на тележку двухколесную затащишь и поехала. Знаете, я теперь вот смотрю в окно на железнодорожные пути (живу недалеко от вокзала) и думаю: «Господи, как я ночью ходить не боялась?» Сейчас страшно выходить в темноте, а в молодости об этом не думаешь. Работали у нас в основном женщины. Тяжело было, но в молодые годы, кажется, уставали не так, смех и шутки за работой помогали. Мы ведь и шпалы меняли, и рельсы, и брусья металлические из полувагонов выгружали. Я ни разу не скаялась, что 43 года отдала железной дороге, работа моя мне нравилась.

 У Галины Васильевны двое детей: сын (к сожалению, он погиб - его убили в 27 лет) и дочь. Двое взрослых внуков: старшему 43 года, он живет и работает в Череповце, младшему 27, он оканчивает аспирантуру в Санкт-Петербурге. Подрастает правнучка – ей 11 лет.

5.JPG
Волонтеры готовят к отправке одеяла, которые будут согревать бойцов в госпиталях и блиндажах.

"Люди старой закалки"
 Несколько месяцев назад Галина Дунаева узнала, что открылся волонтерский центр (штаб корпоративных волонтеров Череповецкого узла), и, не медля ни минуты, пришла сюда, чтобы помогать.

 Признается, что шить не умела, вообще никогда не работала за швейной машинкой.

 - Думаю: а почему бы не попробовать? Девочки мне все показали, подсказали, научили. Первый день не все получалось, а на второй уже легче пошло. Я сшила уже около 40 одеял, еще шью наволочки, пеленки, простыни. Когда нитка оборвется, стараюсь сама вдевать, а то и попрошу кого-нибудь помочь. Вот втулку в машинке менять еще не научилась. Стараюсь каждый день приходить сюда, иногда целый день за машинкой, иногда несколько часов, - рассказывает Галина Васильевна.

 В штабе бок о бок с волонтерами-железнодорожниками трудятся волонтеры объединения «Масксети».

 - Я очень уважаю людей старшего возраста и, как только увидела Галину Васильевну, сразу поняла: это мой человек. Я маленько опекаю ее, - с теплотой в голосе отзывается о нашей героине волонтер «Масксети» Надежда Лазовская. – Галина Васильевна - надежный человек, который ни от чего не отказывается, за любую работу берется. Я восхищаюсь, это люди старой закалки, которые не жалуются, а делают. Она сидит и шьет потихонечку.

 - Я еще вязать научилась, вот первого чебурашку недавно связала, - говорит Галина Васильевна и протягивает мне ушастого талисмана.
На полке над рабочим местом пенсионерки целая коллекция вязаных чебурашек, которые скоро отправятся оберегать наших бойцов на передовой, поддерживать дух тех, кто находится на лечении в госпиталях.

 – Браслеты вот еще плели для бойцов, у меня две штуки получилось сделать. Под старость всему научусь... (Улыбается.) Я ведь рядом живу, мне не тяжело прийти сюда. Чего мне одной дома сидеть? Тут я и делом занята, и с людьми общение – это ведь в нашем возрасте очень важно. Да и как можно оставаться в стороне, когда там воюют наши сыновья, внуки? Я каждый день по компьютеру и телевизору смотрю новости оттуда, наплачусь, а потом беру себя в руки и иду помогать. Хочется, чтобы наши защитники спали в тепле, чистоте, чтобы они знали, что дома их любят и очень ждут.

4.JPG
В штабе корпоративных волонтеров Череповецкого узла работа кипит ежедневно.

"Будем помогать"
Волонтеры готовят к отправке большую партию гуманитарной помощи: одеяла, подушки, белье, сети. Недавно в центр приходил владыка, подарил икону, а еще ленты с молитвой (90-й псалом - молитва в надежде получить помощь при нахождении в затруднительных обстоятельствах). Волонтеры разрезают их на небольшие ленточки, которые вплетают в маскировочные сети.

 Трудятся в штабе в основном женщины, но есть и помощник – мужчина нарезает ленты ткани, ловко управляясь с большим рулоном.

 - В волонтерский центр я пришел весной 2023 года. Научили раскраивать ткань, поначалу не все получалось, а сейчас как на балалайке, - улыбается мужчина. – Почему пришел? А кто, если не мы? Они наши тылы на фронте прикрывают, а мы стараемся их поддерживать здесь. Работа кипит каждый день, кто-то с утра приходит.

 -Мы рады, что у нас есть такой незаменимый помощник. Только позвоним ему: «Помощь нужна» - он тут же прилетает. А еще он нас балует – рыбкой снабжает, сегодня вот тыкву запеченную принес, - отзываются о череповчанине (мужчина просил не называть его имя) волонтеры.

 - Мы часто рассказываем о волонтерской деятельности, приглашаем людей. И нередко слышим вопрос: «А сколько вам за это платят?» - грустно улыбается Надежда Лазовская. – Отвечаем, что нисколько, мы все здесь по велению души. А работа действительно найдется для каждого. Кстати, Галина Васильевна – не самый старший наш волонтер. В волонтерском центре на улице Сталеваров трудится Татьяна Ивановна, ей в январе 91 год будет. По собственному опыту знаю: если ты попал сюда, оставить это дело уже очень сложно. И мы будем работать, пока в этом есть необходимость!

Марина Алексеева


Читайте также