Предпочла Череповец Питеру
Валентина Толстова в 25 лет, после окончания художественно-графического училища, уехала из Питера в Череповец. Она рассказывает, что хотела в Магадан, но не получилось. Любимому городу она посвятила свою выставку с названием «Станция Череповец».
После училища по распределению молодой художнице Валентине Толстовой выпало остаться работать в родном Ленинграде, хотя она просила отправить ее в Магадан. Родители радовались, вспоминает она, а ей хотелось уехать в другой город — искать свое вдохновение. И ровно 50 лет назад она оказалась в Череповце.
— Конечно, мне немного сложно было после Питера, Череповец был провинциальным городом: корова идет по Красноармейской площади. И только трамвайчики напоминали мне о Питере, — говорит она. — Но когда я стала общаться с творческими людьми, попала в художественную школу, меня захватила работа, и вернуться в Питер, чтобы жить там, мне уже не хотелось.
Пятнадцать лет — с 1986 по 2003 год — Валентина Толстова была директором детской художественной школы № 1, а с 1992 по 2003 год совмещала эту должность с руководством художественным отделением училища искусств.
— Директор училища Покатилов сказал, что собираются создать художественное отделение и что нужен человек, который этим будет заниматься. Предложил мне. Это было нелегко. Требовалось найти преподавателей, я позвала своих коллег по художественной школе. В эти годы, когда я руководила и школой, и художественным отделением училища искусств, уставала, не высыпалась, но было интересно.
Среди учеников Валентины Толстовой трое стали членами Союза художников России — Иван Зайцев, Любовь Борисова и Всеволод Вахрамеев. На выставке в библиотеке работы учеников соседствуют с картинами их педагога — как и на юбилейной выставке (0+) в арт-пространстве «Петров Ям», посвященной 30-летию череповецкого отделения Союза художников.
Валентина Толстова часто рисует Череповец, особенно центр города; только город на ее картинах хоть и узнаваем, но не такой, как в реальности. Рядом с водонапорной башней (той самой, что у городского рынка) стоит Воскресенский собор, но рядом не улица Ленина и не Советский проспект, а булыжная мостовая, деревянные заборчики. Город, каким он был когда-то? Но на заднем плане — краны, новостройки.
На картине «Снова в ночную смену» человек идет через арку одного из домов в районе площади Металлургов — эти дома ни с какими другими не спутаешь. Но попадает он — по дороге к металлургическому заводу, трубы которого тоже есть на картине, — в какой-то совершенно питерский двор-колодец, напоминающий о родном городе художницы.
— Череповец за те 50 лет, которые я живу здесь, очень сильно изменился: стал настоящим большим благоустроенным городом. И только люди не поменялись: они с самого начала здесь были хорошие, — сказала Валентина Толстова «Речи».
Алена Сеничева