«Я заранее планирую тематику и разрабатываю сценарии встреч с воспитанниками череповецких детских садов. В 2024 году все они посвящены Году семьи», — рассказывает ведущий библиотекарь Анна Добрякова. «Речь» побывала на одной из этих встреч.
Если папа — орнитолог
Мы с фотографом прибыли в библиотеку № 3 имени В. М. Хлебова на Краснодонцев, 17. Анна Добрякова готовилась к встрече с ребятами — настраивала оборудование для презентации, включала видеозапись, оформляла книжную выставку. А дети уже в фойе библиотеки. На улице прохладно, и нужно снять куртки, шапки, сапожки, надеть сменную обувь — сандалики и туфельки.
И вот занятие начинается, сегодня ребятам раскрывают секреты волшебства детских произведений Виталия Бианки: открываешь книгу — и попадаешь в другой мир. В какой?
— Моя задача — рассказать не только о произведениях Виталия Бианки, но и о нем самом. Обратить внимание детей на то, какое влияние на писателя оказала семья. Обязательно поговорить о семейных ценностях, — рассказывает «Речи» Анна Добрякова. — Виталий Валентинович Бианки (1894 — 1959) — советский писатель, автор многих произведений для детей, орнитолог, педагог и журналист. Родился в Санкт-Петербурге. В 1923 году опубликовал свой первый рассказ «Путешествие красноголового воробья» (0+), а затем выпустил книжку «Чей нос лучше?» (0+). Бианки создал более трехсот рассказов, сказок, повестей и статей, выпустил более 120 книг. Интересна и история семьи писателя. Отец Виталия Бианки — Валентин Бианки — был ученым-орнитологом, заведовал Зоологическим музеем в Санкт-Петербурге. Всю свою жизнь он посвятил изучению природы, что оказало влияние на интересы сына. Мальчик с детства слушал рассказы о птицах, учился ухаживать за животными.
Все это Анна Владимировна поведала нам до начала занятия. Это интересно! Но как передать сложную для детского уха информацию? «Конечно же, в игровой форме», — делится Анна Владимировна. И мы это увидели.
Ребятам предлагаются разные обстоятельства: если мама повар, то дома… вкусно готовят, отвечают дети. Если мама врач, то дома… она всех лечит, откликается аудитория. Если папа художник, то дома… есть картины, и он может научить ребенка рисовать. Правильно. А если папа орнитолог, как у Виталия Бианки? А кто такой орнитолог? Вопрос довольно сложный, но ребята подготовительной группы детского сада дают правильный ответ — это ученый, который изучает птиц.
— Орнитологи изучают внешний вид, повадки птиц, исследуют места обитания пернатых, особенности их питания и выведения птенцов, — уточняет Анна Добрякова.
А потом дети отправились в лес
В сказке Бианки «Кто чем поет» (0+) каждый персонаж в лесу демонстрирует свое умение петь. Они умудряются издавать неповторимые звуки клювом, крылышками и даже хвостом.
С ночи начала петь в озере лягушка. Она раздувает пузыри ушами и квакает. Аист услышал и подумал, что тоже хочет петь: запрокидывает голову и щелкает клювом. К аисту присоединилась выпь. Она опускает клюв в озеро, набирает воды и дует. Идет громкий гул, словно бык проревел. Дятел стучит клювом по дереву, получается почти барабанная дробь. Бекас поет хвостом, там тонкие, узкие перышки, ветер их перебирает, и с земли слышно, что в вышине барашек запел, заблеял. Вот такие чудеса!
Весенний лес наполнен звуками пробуждающейся жизни. Анна Владимировна включает видеозапись «Голоса птиц в лесу», и дети угадывают, какая птица сейчас поет. Ребята закрывают глаза, прислушиваются и определяют — вот ухнула сова, прокаркала ворона, рассыпался трелью соловей.
Встреча получилась содержательная. Дети в очередной раз убедились, как здорово читать! После таких встреч мальчишки и девчонки чаще записываются в библиотеку и становятся ее постоянными посетителями. Там всегда узнаешь что-то новенькое. И, конечно же, мы поговорили с ребятами из детского сада «Лесок» (№ 21), которые очень давно ходят в библиотеку.
Таисия Козлова, 7 лет
Тасе нравятся занятия в библиотеке о природе. «Интересно слушать про животных и птиц Вологодской области», — отмечает девочка. Читать ее научила мама — по букварю. Больше всего девочке нравится сказка «Белоснежка и семь гномов» (0+) братьев Гримм. «Она добрая, прибирает, еду готовит», — говорит Таисия. Еще одна сказка «Лиса и журавль» (0+). «Лиса пригласила журавля в гости, размазала по тарелке манную кашу, — увлеченно рассказывает Таисия. — Сама наелась, а журавль остался голодным».
Зачем нужно читать? «Чтобы много знать и чтобы работа была хорошая», — ответила девочка.
Артемий Гарин, 6 лет
Артемию интересны занятия в библиотеке, где рассказывают о доблести солдат: «Я узнал много про то, как они отвоевали страну, а потом все праздновали». Из героев сказок ему нравится забавный и добрый Винни-Пух.
Сейчас дома мальчик вместе с родителями читает «Загадочные расследования в Скверном лесу» (6+), детский детектив. «Там есть крыс, он плохой, — рассказывает Артемий. — А еще хороший лось Можжевельник. Ящерицы на мотоциклах — злодеи. Больше всех мне понравился пес Фу-Фу — смелый, ловкий, умный, добрый».
Зачем нужно читать? «Развивать мозг», — ответил Артемий.
Кира Чекмарева, 7 лет
««Мне запомнился рассказ о самом Бианки. Мы слушали птиц и как говорят животные. Понравился мультик «Чей хвост лучше? — говорит Кира. — А недавно я в уме научилась читать. Обрадовалась». А еще Киру очень впечатлила сказка про Маугли (6+). Рассказывает: «Когда Шерхан гнался за Маугли, я все время боялась, вдруг он его съест».
Кире нравятся народные сказки. Говорит о «Лисе и Волке» (0+): «Лиса обманула Волка, научила ловить рыбу хвостом в проруби. Волка жалко, ему ведь больно».
Зачем нужно читать? «Читать интересно, можно много разного узнать», — ответила Кира.
Ну что ж, в добрый путь. И пусть книге всегда будет место в жизни детей.
Татьяна Ковачева