Череповецкая актриса из Петрограда
Кто такая Наталья Васильевна Вербинина? Почему ее имя писали буквами едва ли не более крупными, чем названия спектаклей? И, наконец, почему попрощалась с череповецкой публикой спустя всего полтора года после триумфа? Интересно же.
Корреспондент «Речи», не снимая куртки, вбил в интернете имя загадочной звезды череповецкой сцены 100-летнего давности и узнал, что во время бенефиса Наталье Васильевне было всего-навсего 20 лет. И это стало началом нашего расследования.

Выяснилось, что родом Вербинина из Санкт-Петербурга, окончила легендарную Школу русской драмы, посещала лекции Луначарского, играла на сцене Александринки, выслушивала комплименты от Федора Шаляпина и была знакома с Александром Блоком. Мэтр Малого театра Михаил Царев был для нее просто Мишей — в юности учились вместе. Наталья Вербинина стала заслуженным работником культуры, режиссером и киноактрисой.
Об этом и многом другом она написала спустя почти 60 лет после череповецких бенефисов в книге воспоминаний «В школе русской драмы» (12+). Мы внимательно ее прочли. Нашлись там и воспоминания о Череповце 1918 года.
Наш город в ту пору формировал часть Красной армии для борьбы с белыми войсками Юденича, был небезопасен и задыхался от грабителей. Но очень любил театр.
Череповецкая звезда
В книге Натальи Вербининой, рассказывающей об ее юности с 1918 до 1922 года, почти нет летних впечатлений. Только холод и голод. Впрочем, это объяснимо — тяготы запоминаются лучше радостей.
Согревало поступление в Школу русской драмы при Александринском театре в Петрограде. «В квартирах — ни воды, ни света, ни тепла, — пишет она в мемуарах. — В помещениях — холод, а износившаяся одежда не грела. Только в Школе мы забывали все тяготы голодной и холодной зимы».
Зато с жильем в революционном Петрограде проблем не было.
«В городе пустовали квартиры в бывших богатых, ныне покинутых домах, — вспоминала актриса. — Занять такую квартиру было просто — никаких документов не требовалось. И вот, чтобы я не опаздывала на занятия и спектакли, мы с мамой переехали в огромный, почти безлюдный, дом графа Толстого».
В Череповце Наталья Вербинина оказалась через несколько месяцев после окончания Школы русской драмы. За несколько лет до этого в Череповце возник Губернский показательный театр. В городе в то время жили около 22 тысяч человек, которые тем не менее, регулярно заполняли залы.
Почему театр назвали Губернским? После Октябрьской революции город стал центром Череповецкой области и очень этим гордился. А какой Губернский театр без столичных звезд? Так появились в городе петроградские и московские выпускники вроде Натальи Вербининой, чьи имена с отчествами писали крупными буквами на афишах.

За спиной 20-летней актрисы к тому моменту было участие в нескольких спектаклях Александринского театра. Сцена была большая, да роли крохотные — горничная, девушка на балу… А в Череповце ей давали только главные роли вроде Катерины из «Грозы». А еще она давала концерты, пела романсы.
«На театральный сезон 1922/23 года было приглашено 15 артистов петроградских и московских театров, — писала в статье об истории череповецкого театра исследовательница З.В. Антонова. — Где их разместить? В 1918 году появилось новое здание — дом № 34 на улице Энгельса. Говорят, что его взяли уже готовым у одного из монастырей, разобрали и переправили в Череповец по реке Шексне. С тех пор многие актеры, приезжавшие на гастроли или игравшие в Череповецком театре, жили здесь. Это двухэтажное деревянное здание было спроектировано как общежитие. Позднее были проведены водопровод, электричество, радио. Комнаты обогревались голландскими печами».
Не дворец графа Толстого, но жить можно.
«Тетенька, замерзнешь… Мертвая!»
Но первый визит актрисы в Череповце случился за четыре года до этого. На дворе 1918 год, зима. 16-летняя Наташа Иванова (псевдоним Вербинина она возьмет позднее) вместе с однокурсниками прибывает в Череповец, чтобы концертами поддержать красноармейцев.
«Череповец встретил нас сильнейшим морозом, ой и холодно было! — вспоминала она. — Натянули валенки, а ноги? Я, например, обута в самодельные «ботинки» из портьеры на ковровой подметке, сшитые мамой и уже продырявившиеся…»
В Череповце Наталья на все деньги (на морозе не поторгуешься) купила у местной жительницы козловые сапоги. Пишет, что новая обувь натерла ей кровавые мозоли, но от холода не спасла.
На розвальнях, поданных к вокзалу, питерская молодежь отправилась в череповецкий театр, где показывали спектакль «Разбойники» Шиллера. С разбойниками реальными, а не ряжеными, Наталья столкнется чуть позднее. Вероятно, спектакль проходил в здании на Советском проспекте, где сейчас располагается Камерный театр — его только-только построили. Зал битком, зрители сидят в шубах, гостям пришлось смотреть с подоконников.
Спектакль окончен, самое время подкрепиться. Что там на ужин у артистической богемы? Искали столовую — не нашли.
«Администратор гордился: достал мешок картошки, — вспоминает актриса. — Развязали мешок, а там — мороженая мелочь величиной с орех, картофелины пересыпаны мусором, соломой и сухим навозом. Сварили…в помойном ведре нашего проводника. Оттерли ведро снегом, отмыли горячей водой и устроили картофельное пиршество».
Теперь о разбойниках. Студенты возвращаются ночью на санях после концерта для красноармейцев, на городских улицах ни души.
«Череповецкая область тоже на военном положении, ночью ходить без пропуска нельзя», — пишет актриса. Студенты увидели, как в сугробе кто-то копошится — две фигуры. Увидели сани и убежали.
«Женщина в платке сидит неестественно, будто в сугроб воткнута по пояс, а около нее две котомки, — запомнила на всю жизнь Наталья Вербинина. — Я кричу: «Тетенька, замерзнешь, иди к нам, подвезем! Ни звука в ответ. Мертвая!»
Когда отъехали, увидели, как две фигуры вернулись из-за угла и деловито продолжили грабеж. Долетели до вокзала, сообщили в милицию. На следующий день им рассказали, что никакой женщины в том месте не обнаружено.
Наталья Вербинина играла в театрах Череповца, Иванова, Ленинграда, Новосибирска, Томска, Пскова, Архангельска и других городов страны. Умерла в 1983 году.
Сергей Виноградов