Сложные обстоятельства для становления
Лена Краузе родилась в семье преподавателя литературы и русского языка и инженера.
— Когда я была маленькой, очень любила рисовать. Но росла в лихие 90-е, родители переживали за меня и отдали в музыкальную школу — она была ближе к дому. Я очень завидовала ребятам из «художки», которые приходили к нам в гости во время отчётных концертов и совместных мероприятий с художественной школой № 3, — вспоминает Лена.
Череповецкая художница с детства наблюдала, как её папа, будучи инженером, оставался очень творческим человеком.
— Он мастерил декор из дерева, выжигал картины, занимался чеканкой. Если кто помнит, раньше на Красноармейской площади был бар «Звёздный», внутри которого колонны украшала чеканка моего отца. Вот откуда корни растут! — рассказывает она.
После 11-го класса Елена Краузе подала документы на филологический факультет. Подруга предложила девушке составить компанию на подготовительных курсах для худграфа.
— Дело молодое, заняться особо нечем было, я согласилась.
Согласилась, а после успешно сдала вступительные экзамены по рисунку и живописи. Родители отреагировали неоднозначно, переживая, что дочь с художественным образованием не сможет достойно зарабатывать.
— После университета я несколько лет не могла подойти к краскам. Чувствовала отторжение — внутри встал неприятный «ком». Атмосфера была напряжённой: устроиться на работу крайне сложно, угнетала всеобщая нехватка денег. В те моменты не думала о карьере художника, нужно было решать, как заработать. Самой радужной перспективой казалась работа дизайнером мебели или учителем рисования, — говорит художница.
Несмотря на это, Елена признаёт: крупица надежды реализоваться как художник была заложена преподавателями, но потребовалось время для её созревания.
Позже, переехав с семьёй в Санкт-Петербург, она начала делать первые шаги — состоялась её первая совместная выставка с другой череповецкой художницей, Евгенией Арсеньевой.
Вернувшись в родной город, Елена Краузе устроилась работать в университет. Работа удачно совместилась с творчеством, а студенты стали частыми гостями на выставках любимой преподавательницы.
— Одна из последних выставок, «Сантименты» (0+), произвела на меня сильное впечатление. У Елены Краузе я обучалась рисунку и живописи в университете. Признаюсь, её пары были самыми любимыми за все пять лет. Даже после выпуска слежу за творчеством педагога и с радостью приобрела бы её работу в свою коллекцию, — рассказала порталу 35media Полина Алешина.

Формирование собственного стиля
Индивидуальный почерк в живописи у Лены Краузе начал формироваться в 2016 году.
— Именно тогда появились мои первые коты. Отказаться от академизма было крайне сложно — руки так и чесались нарисовать «правильно». Но душа требовала новых горизонтов: примитивные, но трогательные сюжеты; вместо гипсовых голов — персонажи с характером, своей историей, будто взятые из любимых мультфильмов, сказок, воспоминаний детства, — рассказывает Лена.
Творческие зажимы, по словам художницы, дают о себе знать до сих пор.
— Периодически ловлю себя на этой мысли. Хороший пример — одна из последних работ. На ней изображена стилизованная лошадь, играющая с колокольчиками. Сама лошадь — без намёка на академизм, а вот бубенчики объёмные, с рефлексами, что не вписывается в концепцию наивного искусства, — улыбается она.

Самый мощный двигатель — поддержка единомышленников
Мощным стимулом для роста стала поддержка подруг. Сейчас Лена Краузе тесно сотрудничает с Викторией Кудряшовой и Анной Кобзевой. Художницы устраивают совместные выставки и участвуют в проектах, в том числе за рубежом. Их дружбе и сотрудничеству уже более десяти лет.
Ранее Лена рассказывала 35media, что художницам удаётся развиваться не только вместе, но и индивидуально.
«Весной Аня представляла наше творческое сообщество мастеров-кукольников в Китае. Вика — наш представитель в Женеве. А я недавно получила предложение об организации выставки своих работ в Китае».
Сделка с Китаем состоялась
Лена Краузе уверена: находясь только в своём информационном «пузыре», художник не сможет полноценно развиваться. Поэтому она активно участвует в выставках за пределами региона и старается наращивать аудиторию в социальных сетях, в том числе зарубежных.
— Представители китайских галерей часто интересуются нашими с девочками работами на выставках в Москве и Санкт-Петербурге. Для удобства мы создали аккаунты в популярной китайской соцсети. Именно там меня нашёл агент «Jilin Province Parallel Line Cultural Communication Consulting Co., Ltd». Эта компания представляет художников на выставках в Китае. Изначально я не восприняла предложение всерьёз. Историй, когда художников обманывают, к сожалению, много. Но после долгих обсуждений решила рискнуть. Агентство выбрало две работы из двенадцати представленных — по счастливой случайности, уже проданных к тому моменту. Картины пришлось писать заново, в непривычном большом формате. Отправляла «Почтой России» — это было непросто. К счастью, всё получилось. Картины в целости доехали до Китая и ещё до Нового года успели поучаствовать в двух выставках. В будущем «Мамина пуговица» и «Сохраню его для тебя» станут участниками ещё нескольких экспозиций в разных арт-пространствах Поднебесной.
Сейчас Елена Краузе получила предложение поехать в Китай в составе делегации художников-кукольников и керамистов на фестиваль фарфора и керамики, который пройдёт в апреле.


Надежда Лещук.
Фото предоставлены Леной Краузе.
