Экспозиция «Эшелон» в Череповце пополнилась вторым санитарным вагоном

Вагон дореволюционной постройки из города Буй прибыл в Череповец и станет частью нового музея, который будет рассказывать о военных медиках. Экспозиция выросла до трех объектов — локомотива и двух вагонов. Формат открытия музея пока не сообщается.

Основная экспозиция разместится в вагоне, выпущенном в 1940 году. Вагон был передан Северной железной дорогой, а его реконструкцией занимались специалисты Вологодского вагоноремонтного завода. Череповецкий санитарный вагон — музейный экспонат, стилизованный под вагон легендарного военно-санитарного поезда № 312,  который в годы войны прошел около двухсот тысяч километров и перевез более 25 тысяч раненых. Работы по восстановлению облика проводили сотрудники Вологодского вагоноремонтного завода, того самого, на котором был создан военно-санитарный поезд.

Работники завода воссоздавали вагон по чертежам, сохранившимся на предприятии с военных времен, и по воспоминаниям врачей и санитарок поезда № 312, собранным за многие годы. Были отремонтированы колесные пары, тормозное устройство, металлический корпус вагона, проведены работы по внутренней отделке.

В Череповецком музейном объединении рассказали о том, что работа по оформлению экспозиции еще не окончена. В вагоне будут представлены части интерьера специализированных вагонов, бывших в составе санитарного поезда: вагона-аптеки, штабного, хозяйственного и др. Базу экспозиции составили фондовые коллекции Череповецкого музейного объединения. Много вещей принесли неравнодушные череповчане. Часть мебели изготовили по чертежам того времени, некоторые предметы (столы, шкафы из музейных фондов) отреставрировали. Даже занавески вышиты по сохранившимся фотографиям.

Второй вагон, меньшего размера, был построен до революции. Он также передан в Череповец Северной железной дорогой. Вагон был отреставрирован в вагоно-ремонтном депо города Буй. Такие вагоны в начале XX века курсировали в поездах дальнего следования, а в 1920 — 1930-е годы были переоборудованы и ходили в составе пригородных поездов. В годы войны они использовались и в составе временных санитарных поездов. В этом вагоне музейщики планируют проводить интерактивные занятия.

Открытие экспозиции, в которую также войдет паровоз 1950-х годов, является частью программы празднования 75-летия
Победы. Осуществить проект городу помогла компания «Северсталь». После открытия музей будет работать постоянно по графику городских музеев.

Пять лет назад в привокзальном парке был открыт памятник фронтовой медсестре. Железнодорожный вокзал и привокзальная площадь — живое напоминание о годах Великой Отечественной войны. Именно сюда прибывали поезда с ранеными. Состояние некоторых бойцов было настолько тяжелым, что им оказывали медицинскую помощь на вокзале и прилегающих территориях.

За годы войны череповецкие госпитали (их было порядка сорока) приняли два с половиной миллиона солдат и жертв Великой Отечественной войны. Это более чем в 80 раз превышало тогдашнее население города.

На центральных улицах современного Череповца трудно встретить дом, который в годы войны не был бы госпиталем. На учебных заведениях, бизнес-центрах, концертных залах и кофейнях есть мемориальные доски с номерами медицинских учреждений, спасших тысячи жизней.

19 вагонов — такова была протяженность военно-санитарного поезда № 312. Первый поезд подобного типа вышел из ворот Вологодского вагоноремонтного завода вскоре после начала войны.

Сергей Виноградов