Александр Шебунин, которого называют единственным из современников профессиональным скульптором Вологодчины, отметит 50-летие творчества выставкой, открывающейся завтра в Верещагинской библиотеке. Посетители увидят 100 медалей, созданных им.
Десятки лет он постоянно дает журналистам поводы для публикаций и сюжетов. То памятник откроет, то выставку, то новый проект придумает. Из многочисленных интервью Александра Шебунина, которые он дал «Речи», мы выбрали самое важное и интересное.
О корнях
— Мои родители познакомились в послевоенной Германии. Отец штурмовал Берлин, а мать была угнана в немецкие лагеря. После освобождения работала в столовой советской военной части Берлина. Пожениться было очень непросто: отец числился в секретном отделе, а мать из лагеря. Помог родственник, генерал-полковник Александр Шебунин. Он был начальником тыла советских войск в Германии. В консульстве их расписали, в 1948 году родители решили ехать домой. На сверхсрочную службу отец не согласился, хотя ему прочили хорошую карьеру. Рожать меня на чужбине мать не захотела, хотя и в Германии, и в Польше сильно прихватывало. Довезла до своего родного Горелухова Курской области, где в три часа ночи под соломенной крышей при свете керосиновой лампы я и появился на свет. Через пару месяцев мать поокрепла и мы приехали к отцу на север. Мое детство прошло в Великом Устюге.
О первых шагах в творчестве
— Художник проявился во мне в школьные годы. К счастью, мои задатки заметили, да и трудно было не заметить. По всем предметам тройки да двойки, а по рисованию — пятерка. По причине успеваемости в девятый и десятый класс меня не пустили. В сущности, я сильно не расстроился — пошел в ПТУ на плотника-столяра. Три года, отработанные на стройках, вспоминаю с удовольствием. Наверное, там во многом и сложился скульптор Шебунин.
О первой скульптуре
— Свою первую скульптуру помню, а как же. Она приняла участие на всесоюзной выставке медалей, что для студента было необычно и очень лестно. В 1975 году моя медаль к 70-летию революции 1905 года, которую я сделал на втором курсе Строгановского училища, оценили довольно высоко. Кроме выставки, она еще и в музей Строгановки попала.
О Рубцове и Луначарском
— Посмотрите на моего Рубцова (бюст поэту в Череповце. — Авт.): у него полуулыбка на лице. Скульптура изначально рассчитана на века. Это не фоторепортаж и не моментальное фото. По моему мнению, человек должен войти в вечность со спокойным лицом. Почему у Луначарского (с мемориальной доски на Камерном театре. — Авт.) трещина на очках? Ему даже, я слышал, прозвище придумали: «один — пусто». Как в домино. Я сделал это сознательно: один окуляр зашлифовал, другой «разбил». Когда солнце светит, отшлифованный кружочек блестит, как стеклышко в пенсне или монокле. И Луначарский, правда, как живой смотрится.
О портретах металлургов
— Мною написаны десят-ки портретов металлургов, в том числе в те годы, когда этим мало кто занимался. И Героев Социалистического Труда лепил. Не по заказу, а для себя. Я никогда не оставлял этой темы. Мода переменчива, но, как мне кажется, человек труда всегда будет интересовать художников, и этой теме будет посвящено еще немало выставок. Кстати, о выставках. Совсем скоро, второго апреля, открою вторую выставку — в Доме художника покажу мои последние работы в скульптуре.
Александр Шебунин Родился 2 апреля 1948 года в д. Горелухово Курской области. Учился в Московском высшем художественно-промышленном училище. Член Союза художников России, заслуженный художник страны.
Сергей Виноградов