Огромные вывески уйдут с улиц
Теперь нельзя вешать баннеры выше третьего этажа, заклеивать окна рекламой, закрывать фасад вывесками и пускать длинную бегущую строку над крыльцом. Все требования к вывескам приведены к единому стандарту, который вошел в правила благоустройства.
Борьба с навязчивой рекламой
Стандарт разработала проектная группа «ШАГИ», которая подчиняется управлению архитектуры, сам документ опубликован на сайте мэрии. «Речь» изучила его, чтобы узнать, почему он важен не только для предпринимателей, но и для всех горожан.
Напомним: создание общего стандарта, дизайн-кода для городских вывесок началось, когда мэром была Елена Авдеева. Череповчане вспомнят широко разошедшийся пост дизайнера Артемия Лебедева, который приезжал в Череповец и был возмущен тем, что исторические здания практически полностью скрыты под баннерами и вывесками.
В некоторых случаях вывески занимали площадь чуть ли не в половину фасада здания, как было, например, на торговом центре «Аваллон» на Советском проспекте.
На другом здании на каждом окне было наклеено по букве, из которых складывалось слово «двери». Вспомним, что горожане жаловались на аудиорекламу, которую включали в магазинах, находившихся на первых этажах жилых домов: окна не открыть — приходится весь день слушать одну и ту же надоедливую мелодию и голос, призывающий зайти в магазин и что-то купить.
За что выступает новый стандарт
Навязчивая реклама в градостроительстве называется визуальным шумом, от нее в современных городах стараются избавляться. У принятого сейчас стандарта обозначена цель — снизить уровень визуального шума, внедрить современные решения проектирования элементов городской среды, создать эффективную систему навигации и разнообразить городские пространства.
В стандарте сказано, что вывески должны вписываться в городскую среду, а не конфликтовать с ней: «Визуальная информация не должна быть сложной или труднодоступной для восприятия, при этом она не должна нарушать визуальный облик зданий уличного фронта, эстетическое восприятие городской среды». Переизбыток вывесок недопустим.
Большое количество вывесок, рекламы, которая окружает человека повсюду, — это пережиток девяностых годов. Как пишут архитекторы группы «ШАГИ», «огромные вывески нарушают человеческий масштаб, создают гнетущий эффект и нарушают архитектурный облик здания. Несоразмерную вывеску вблизи невозможно считать потребителю».
По новым требованиям на большинстве зданий (за исключением торговых центров) можно размещать не больше шести вывесок — и не выше уровня третьего этажа. Огромные баннеры в окнах зданий тоже уйдут в прошлое. Запрещена и реклама на стенах домов на баннерной ткани. По новому стандарту и уличная аудиореклама попадает под запрет. За все это будет положен штраф.
Что еще запретят
В новом стандарте разграничиваются требования к вывескам в исторической части города и в зонах современной застройки. В исторической части эти требования строже, но есть и кое-что общее.
В правилах благоустройства города есть два типа вывесок — рекламные и информационные. Вывеска на здании с названием торговой точки — информационная, на ней не должно быть никакого рекламного материала: слоганов, номеров телефонов, цен на товары. Все это — реклама, для которой определено свое место.
Запрещено размещение информационных конструкций, указателей, афиш, объявлений, листовок, плакатов на деревьях, столбах, дорожных знаках, светофорах и заборах. Нельзя наносить рекламу на тротуар. Также запрещено крепить вывески на балконы жилых домов, на перила и на кровлю здания.
Кроме того, стандарт определяет более строгую модульную сетку для торговых центров — по ней вывески на зданиях ТЦ должны быть единого размера, между ними нужно соблюдать определенное расстояние.
Алена Сеничева