Сегодня мы все больше уделяем внимание поколению зумеров (рожденных с середины 90-х до начала 2010-х годов). Эти молодые люди сейчас вступают в самостоятельную жизнь, все активнее взаимодействуют с другими поколениями. Какие они и как их понять?
Эксперты во всех областях?
Наш собеседник — Юрий Афанасьев, заведующий отделением Вологодского областного психоневрологического диспансера (ул. К. Белова, 44).
— Юрий Валентинович, раньше за информацией нужно было идти в библиотеку, там корпеть над книжками… Сейчас это бесконечные и общедоступные информационные потоки в интернете. Как они влияют на молодое поколение?
— Да, наши дети полностью растут — или уже выросли — в цифровой среде, в мире цифровых технологий и интернета. И они другие. Конфликт отцов и детей никто не отменял, это неизбежность. Существует теория поколений, согласно которой каждое новое поколение обладает своими уникальными характеристиками, ценностями, убеждениями, поведенческими особенностями. Эти особенности определяются социальной и исторической средой.
— Зумеры — какие они?
— Если коротко, это поколение цифрового воспитания (им сейчас примерно 15–30 лет). Эти молодые люди чаще предпочитают работать удаленно. Как отмечают работодатели, им трудно дается режимный порядок жизни: утром встать, вовремя явиться на работу, отработать с полной выкладкой смену, а может, и остаться сверхурочно. Они не планируют карьеру, им это неинтересно. Поздно вступают в браки, продлевая свою молодость и отдаляя момент ответственности за семью. Особенностью поколения является убежденность в том, что они сами себе эксперты и специалисты во всех областях жизни. Они — лидеры здесь и сейчас. К слову, за ними последует поколение альфа (рожденные в 2011–2025-м) — дети, которые ни дня не жили без цифровых технологий, вообще не умеют без них жить. И, кажется, отбери у них гаджет, отключи навигатор, они и домой вернуться не смогут. А следующее за ними поколение бета и того более уникально: оно вырастет под влиянием искусственного интеллекта.
— Юрий Валентинович, а что значит экспертность?
— Экспертность, присущая подрастающему поколению, — это мир информационных иллюзий. Молодые люди убеждены, что разбираются во всем и всегда. Если что, сразу гуглим и получаем информацию. Но опять же важна не сама информация, которую они вылавливают из бурных потоков Всемирной сети, а ее качество, достоверность, проверенные источники. И чтобы получить такую, необходимо мыслить, анализировать, отбирать нужное. Ведь знать все и обо всем невозможно, тем более разбираться в узкой специализации.
Приведу простые примеры. Приходит ко мне молодая мама и рассказывает, как нужно лечить ее ребенка: я же про это все уже прочитала в интернете. Прочитала — зачем тебе доктор? Можно сразу обращаться к специалистам под названием «Гугл» или «Яндекс». Другая ситуация: женщина, которая ни разу не сидела за рулем, доказывает, что китайские машины лучше корейских и европейских. Вот такая экспертность дает мнимое чувство превосходства: я лучший, я умнее, меня невозможно обмануть.
Обвести вокруг пальца легче молодых
— И действительно невозможно обмануть?
— Ну как же! Здесь мы сталкиваемся с интересным феноменом. Жертвами мошенников чаще становятся не пожилые люди, а молодые, в возрасте 25–30 лет.
— И на чем их ловят?
— На самоуверенности, самомнении, убежденности в собственной уникальности. Обводят вокруг пальца на ссылках, криптовалюте, инвестициях. Они теряют огромные суммы, оформляют миллионные кредиты. Вот и выходит, цифровое поколение гораздо легче обмануть, чем аналоговое.
— Казалось бы, молодой человек с цифровым воспитанием не может стать орудием в руках манипулятора. Он ведь знаком с цифровыми технологиями, не боится нажать не на ту кнопку.
— Может. Виной тому вседоступность, экспертность, вера в собственное всесилие и пребывание в иллюзиях мира цифр. Убежденность: кто владеет информацией, тот владеет миром. Все это и порождает некий инфантилизм в работе с информацией, влечет за собой использование недостоверных источников.
— Приведите, пожалуйста, пример, когда человеку можно легко подсунуть ложную информацию.
— Один из самых актуальных — вейпы. Слепая вера в то, что они безопасны, безвредны, не наносят урона здоровью, как сигареты. Кто преподносит эту откровенную ложь? Продавцы вейпов, которые преуспели в продвижении и распространении губительных для здоровья курительных смесей. Блогеры. Дети охотней поверят блогеру, чем врачу. Блогеру они верят безоговорочно, а врач еще должен доказать современному подростку опасность вейпа.
— Не менее модное течение — не водить ребенка в детский сад. Или ранее сексуальное воспитание малыша, которому едва исполнилось три года…
— Вот абсолютно зря все это делается. Детский сад — это самый важный социальный институт ребенка. Это социализация, коммуникации, понимание правил и подчинения в обществе. Лишите его детского сада, и в дальнейшем у ребенка будет много проблем в школе и во взрослой жизни. Раннее сексуальное воспитание — это влияние Запада, результат воздействия такого контента мы наблюдаем сейчас в смене пола без медицинских показаний, в однополых браках и так далее. У ребенка должно быть детство и определенные табу на информацию в зависимости от возраста, чтобы не разрушить его психику.
Вместо ручки — клавиатура
— Юрий Валентинович, на ваш взгляд, подрастающее поколение читает?
— Да. Если взять процесс чтения, то современный ребенок читает на 30 % больше, чем мы с вами. Но нам ведь важно не количество, а качество прочитанного. Да, в детстве, в подростковом возрасте мы читали меньше. Раз в месяц приходил журнал: «Мурзилка», «Веселые картинки», «Юный натуралист», «Юный техник», «Костер»… Но читали от корки до корки, запоминали и усваивали информацию. Современные дети получают много информации, но не успевают ее усвоить, читают поверхностно, наискосок. И почти вся информация сейчас идет не на бумажном носителе, а в электронном виде — в цифре.
— По вашим наблюдениям, легко ли нынешним детям и молодежи даются такие навыки, как думать, формулировать свои мысли?
— С трудом. Вербально их общение находится на минимальном уровне. Как можно изложить свои мысли в СМС, в мессенджере за несколько секунд? Разве что очень кратко, с использованием цифрового сленга: кринж, ауф, краш, чилить, флексить. Коммуникация развивается только через живое общение. А общение — это умение доказать свою точку зрения, когда вы сможете говорить не секунду, а пять минут и больше.
— Есть ли риск утратить навык письма?
— Может, и есть. Ничего страшного в этом не вижу. Цивилизацию и эволюцию не отменить. В 90-х родители спорили, какими ручками нам писать — чернильными или шариковыми. Сейчас вместо ручки — клавиатура, на которой подростки работают десятью пальцами. Тут и мелкая моторика, и работа нейросхем.
— Какие плюсы у зумеров?
— Зумеры — это люди с подвижной психикой. Они действительно быстро реагируют, быстро соображают, умеют быстро решать однозначные задачи. Им присуща многозадачность, они могут читать, писать и одновременно разговаривать. Плюс доступность информации дает им заряд на самообразование в разных сферах. Дает возможность встречаться с интересными людьми, менять профессию, получать новые навыки коммуникации. Им свойственны подвижность, активность. Они быстрее и живее реагируют на интенсивный темп современной жизни.
Татьяна Ковачева
-
Теория поколений в СССР и России
Беби-бумеры (1944–1967 г. р.)
Это поколение формировалось на волне победы в Великой Отечественной войне, хрущевской оттепели, полета Юрия Гагарина в космос, высоких достижений в медицине и образовании. Их характеризуют: оптимизм, решительность, патриотизм, желание преуспеть в карьере, личностном росте, раннее создание семьи, интерес к спорту, крепкие дружеские отношения.
Поколение X (1967–1984 г. р.)
Поколение «иксов» называют потерянным. Почему? На становлении их характера сказались холодная война, конфликт в Афганистане. На их глазах произошел крах идеалов и принципов Советского Союза. Их принято считать адептами космополитизма. Их характеризуют: адаптивность, устойчивость взглядов, техническая грамотность, прагматизм.
Миллениалы Y (1984–2000 г. р.)
Миллениум — стык тысячелетий. Его ознаменовали распад Советского Союза, лихие 90-е, широкое распространение товаров из-за рубежа, первые мобильные телефоны, интернет и компьютерные игры. Дети 90-х учились выживать. Они умеют ставить цель и идти к ней, распихивая всех вокруг локтями. Свободно самовыражаются. На это поколение выпал расцвет субкультур. «Игреки» легко воспринимают новое, всеми силами пытаются продлить молодость, о создании семьи задумываются к 30 годам.
Зиллениалы (1990–2000 г. р.)
Их выделяют между поколениями Y и Z. Выросли в период перехода от аналогового мира к цифровому. Их волнуют мировые проблемы, связанные с экологией и дискриминацией. Их характеризуют: желание самореализоваться, найти свое место в жизни. На стыке поколений: для одних они маленькие, для других уже старые.
Зумеры Z (1995–2011 г. р.)
Они из мира цифровых технологий и интернета. В гаджетах узнают практически все для себя с рождения. Используют гаджеты для решения задач. Интернет дает им возможности для знакомств, работы и развлечений. Это способ увидеть весь мир и показать себя всему миру. Их характеризуют: адаптивность, активное применение интернета, ранние заработки, толерантность, частые депрессии, плохая концентрация. Мультизадачность, дистанцирование от предыдущих поколений.
Поколение альфа (2011–2025 г. р.)
Это современные дети, которым еще предстоит внести свой вклад в развитие нашего общества. Для них меняются подходы к образованию и предпринимаются попытки изъять хоть на время гаджеты, чтобы они совсем уж не потеряли навыки социализации. Их характеризует умение разбираться с техникой быстрее, чем с межличностным взаимодействием. Для них владеть смартфоном в восемь — это не крутое исключение, а обыденная реальность.
Поколение бета (2025–2039 г. р.)
Прогнозы. Ученые предсказывают, что это поколение будет накоротке с искусственным интеллектом и автоматизацией. То есть они вырастут в мире автомобилей-беспилотников и нейросетей-помощников. Для них сотрется грань между онлайн и офлайн. Они будут работать и, возможно, учиться удаленно.