16+

Золотых дел мастер: череповчанин переквалифицировался из торгового дела в ювелирное

Мастер изготовил оклад для мощевика с частицами мощей Николая Чудотворца
вчера
Череповчанин Александр Савенко профессию ювелира освоил за рубежом. Получил первые навыки, набрался опыта, а затем перешел в мастерскую при местной епархии. Работа была уникальная, большинство вещей, которые изготавливали ювелиры, выполнялись в единственном экземпляре. Вернувшись в родной город, череповчанин открыл ювелирную мастерскую, сосредоточившись в основном на ремонте ювелирных изделий.

M0L_4337.JPG
Александр Савенко ювелирным делом занимается уже 12 лет.
Фото: Татьяна Иваницкая

Первые шаги
«В профессиональный мир ювелиров я попал, можно сказать, случайно, 12 лет назад. Раньше я занимался торговлей, в какой-то момент, как человек творческий, испытал кризис. Решил сменить обстановку, поехал отдыхать в ближайшее зарубежье. В Казахстане живут мои родственники, они предложили мне остаться, - вспоминает Александр Савенко. – У дяди были знакомые ювелиры, через которых я впервые оказался в мастерской. Посмотрел, мне все понравилось, начал учиться и освоил азы буквально за первый месяц».

«Подмастерья» ювелиров работают обычно с бронзой, латунью, потом переходят на серебро. В мастерской Александр учился около года, занимался изготовлением цепочек, браслетов, колец, в том числе обручальных. А потом в карьере череповчанина произошел новый поворот.

- Мне предложили пойти на стажировку в мастерской иконописцев при семинарии, там писали, реставрировали иконы. Перед нами же стояли нешаблонные задачи. Мы делали штучные изделия. Так, я изготавливал оклад из серебра с позолотой на мощевик, в котором хранится фаланга пальца святого Николая Чудотворца. В другой раз перед нами стояла непростая задача – изготовить мощевик в форме руки, с круглым отверстием в районе запястья. Нам нужно было добиться 100 % схожести с человеческой рукой. Важно, чтобы она была не чересчур глянцевая, а кожу вообще в 3D-моделировании создать нереально! В итоге мы сделали слепок руки живого человека. Получилось изделие весом около полукилограмма.

плетение.jpg
В своей мастерской Александр занимается в основном ремонтом ювелирных изделий.

Кольцо со следами укусов
Александр пропадал в мастерской днями и ночами, работал по 14 - 16 часов в сутки. И все больше погружался в тонкости ювелирного дела.

- Ювелир – это очень обобщенное понятие. К примеру, есть ювелир-литейщик - он делает слепки моделей ювелирных изделий, чтобы потом повторить их в разных размерах, работая в воске. Ювелир-монтировщик - он получает готовое литье, начинает обрабатывать его специальными инструментами, проводит предфинишную обработку. Есть еще ювелир–закрепщик, ювелир-эмальер, ювелир-полировщик, ювелир-гравер. Я получил опыт во всех этих направлениях и, когда вернулся в Череповец в 2021 году, открыл здесь свою мастерскую. В основном мы позиционируем себя как ремонтная мастерская, но также делаем на заказ украшения, брелоки, сувенирную продукцию, в том числе с гравировкой, - продолжает Александр.

Что чаще всего приносят горожане в ремонт? Цепи, кольца, браслеты. Кому-то украшение стало мало или велико, на другом сломался замок, порвалась цепь, а кому-то оно дорого как память, поэтому его нужно починить во что бы то ни стало. Александр приводит в пример историю: девушка принесла в мастерскую кольцо, пострадавшее… от зубов ее питомца.

- Кольцо упало на пол, и его сильно погрызла собака. А украшение памятное для хозяйки, - делится ювелир. – Кольцо специфическое: золотосодержащий сплав (585-я проба), пустотелое, чуть толще пищевой фольги. Выправлять его было очень сложно. Но мы справились. Еще я считаю своим профессиональным долгом не просто отремонтировать изделие, но и почистить его, отполировать.

оклад.jpg
Во время работы в мастерской при епархии череповчанин изготавливал оклады для икон.

«Бисмарк» и лигатуры
«Часто нам приносят на реставрацию браслеты, особенно широкие. Здесь большую роль играет маркетинг. Человек приходит в ювелирный магазин и видит широкий браслет, который эффектно и дорого смотрится на запястье. Но такие изделия обычно предназначены только на выход, при повседневной носке через 2 - 3 года соединения истираются. Обычно такие широкие браслеты легкие, пустотелые, и запаивать эти пустоты довольно трудно, на это уходит много времени».
- Получается, надежнее будет браслет потоньше?

- Важно выбрать качественное цельное изделие. Значение имеет и плетение. В качестве надежного назову плетение «бисмарк», это классика, универсальное плетение, которое подходит и для мужских, и для женских украшений. У него есть множество вариаций. Очень красивое плетение «шопард»; визуально кажется, что оно состоит из сотни крошечных обручальных колец.

- С каким металлом вам больше нравится работать?
- Если мы говорим о чистом золоте, то оно очень пластичное, податливое, практически как пластилин. С ним очень приятно работать. Но ювелирные изделия из чистого золота не делаются. Все, что люди называют золотом, по факту это золотосодержащий сплав. Проба показывает процентное содержание чистого золота в сплаве: 58,5 % - 585-я проба, 75 % - 750-я проба и так далее. Оставшиеся проценты в составе изделия – это лигатуры, то есть сплавы, которые отвечают за цвет, твердость материала, его износостойкость. Розовое или красное золото имеет такой цвет за счет большего содержания меди, оно отличается высокой износостойкостью, упругостью, жесткостью в работе. Желтое золото имеет разные оттенки, есть насыщенный золотой цвет, характерный для золотосодержащего сплава 750-й пробы, а есть желто-лимонный цвет, с зеленоватым оттенком, что говорит о наличии серебра в лигатуре. Лично мне больше нравится работать с серебром 925-й пробы, оно тоже мягкое, податливое, но цена у него не такая, как у золота. Значит, у тебя есть право на ошибку, можно вернуться, что-то переделать, ты более спокойно подходишь к работе.

рука.jpg
Одна из памятных работ ювелира - мощевик в виде человеческой руки.
Фото: предоставлено Александром Савенко

«Не замечаешь бег времени»
Какими рабочими инструментами пользуются ювелиры?
- Если мы говорим о начинающих ювелирах, то необходимый минимум инструментов, которые можно купить в обычном строительном магазине: пассатижи, круглогубцы, напильники, ригели (инструмент для изготовления звеньев цепей колец и других изделий). Что до профессионального оборудования ювелирной мастерской, то это микроборы – прибор, чем-то напоминающий стоматологическую машину. Они бывают разные: игольчатые, линзовидные, «кукурузки» (имеют наконечник, похожий на зерно кукурузы), шаровидные и так далее – под каждую задачу свой бор. Нужны вальцы ювелирные, фильерные доски и много чего еще.
О своей профессии Александр рассказывает с такой увлеченностью, что становится понятно: в ювелирном деле он действительно нашел себя.

- Это не просто работа, а образ жизни. Я иногда ловлю себя, что смотрю на украшения на человеке и начинаю оценивать, из чего и как они были сделаны. Или вижу бутафорию, которую выдают за драгоценности в кино, – профессиональная деформация, куда без нее, - улыбается Александр. – В нашей профессии важны такие качества, как усидчивость, внимательность, в чем-то даже упёртость, которое особенно нужно, когда какое-то изделие «не идет», такое ведь тоже бывает. Когда занимаешься по-настоящему любимым делом, ты не замечаешь бег времени. Можешь сесть за рабочий стол в девять утра, а выйти из-за него в час ночи, но с колоссальным удовольствием, потому что все шло как по накатанной. Я чувствую свою ответственность перед людьми. Очень ценно, когда тебя рекомендуют как отличного специалиста, со многими из давних заказчиков мы общаемся очень тепло.

Марина Алексеева

Читайте также