Эта авария потрясла Череповец. Но не числом жертв, которых оказалось на удивление немного, а самими обстоятельствами происшествия. Зависший над рекой автобус, пробивший ограждение моста и чудом не свалившийся вниз, запомнился всем.
Над пропастью
Трагический инцидент на Октябрьском мосту произошел в понедельник 29 января 1996 года. Время происшествия — приблизительно 16.15. По мосту ехал сочлененный автобус «Икарус» 16?го маршрута, который следовал от металлургического комбината в сторону Зашекснинского района. Поскольку был вечер рабочего дня, транспорт оказался переполнен: в салоне находились не менее 130 пассажиров. В то же время навстречу автобусу двигалась «Волга» с ярославскими номерами.
Опираясь на милицейские сводки и рассказы тех, кто стал свидетелем трагедии, можно восстановить последовательность событий. В тот день на дорогах был сильный гололед. Водитель «Волги» потерял управление, выехал на встречную полосу и на полном ходу ударил автобус в левое переднее колесо. Водитель «Икаруса» мгновенно отреагировал — попытался выровнять машину, резко повернув руль вправо. Однако от удара колесо заклинило. Лишенный управления автобус опрокинулся на левый бок, проломил мостовое ограждение и повис над рекой.
На лед через разбитое стекло с многометровой высоты выпал 52-летний Александр Голенищенко, начальник вычислительного центра ЛПЦ-2 ЧерМК. Выпал и погиб.
«Только чудом можно объяснить то, что из почти двух сотен пассажиров погиб только один, — сообщал корреспондент «Речи». — Его распростертое на речном льду тело выглядело жутко и нелепо. Смотреть на это не было сил. Остается только гадать, почему автобус не рухнул с моста и не ушел под лед. То ли ограждение моста остановило безумное скольжение «Икаруса», то ли фонарный столб».
Но, так или иначе, самого страшного в итоге не произошло.
Обломки «Волги» разлетелись в разные стороны на много метров, поэтому было удивительно, что шофера удалось извлечь из автомобиля живым. Им оказался 48-летний Игорь Васильев, заместитель директора по маркетингу АО «Рыбинские моторы». По некоторым данным, в Череповце он собирался купить автомобиль, поэтому в воспоминаниях очевидцев фигурирует выпавшая из легковушки сумка, набитая деньгами. Которая, впрочем, попала в руки правоохранителей нетронутой.
Водителя «Волги» доставили в реанимацию. Многие пассажиры «Икаруса», как выяснилось позднее, получили травмы, включая переломы и сотрясение мозга, но в тот момент находились в шоке и старались как можно быстрее добраться до дома.
Поздно вечером к месту катастрофы прибыл автокран, и развороченные машины убрали. Рабочие заварили пробоину в ограждении и засыпали мост песком…
Память жива
В течение часа о трагедии знал уже почти весь город. Страшная картина зависшего над пропастью автобуса мало кого оставила равнодушным.
«Не знаю, как скоро пассажиры роковой «гармошки» справятся с психической травмой, — размышлял корреспондент «Речи» в своем репортаже. — Когда несчастные люди, преодолевая животный ужас, снова отважатся сесть в обыкновенный городской автобус и выехать на мост? На этот вопрос смогут ответить только они сами».
Что ж, время подтвердило: ужас той трагедии проник не только в сознание пострадавших — он оставил след в душах всех горожан. И даже тридцать лет спустя воспоминания о случившемся живы в сердцах многих жителей.
Вот комментарии из телеграм-канала нашей газеты «Речь о Череповце», где мы вспоминали об этой аварии.
Надежда Фадеева: «Помню. Видела. Страшно, до сих пор перед глазами. Потом ходили, на дыру в перилах смотрели».
Татьяна: «Помню, ждала мужа, но он ехал на другом автобусе, это было страшно».
Татьяна Чернева: «Помню. С тех пор боюсь проезжать через мосты».
Павел Рябушкин: «Возвращался из 3-й школы домой в 104-й мкр. Стоял на остановке у ДК металлургов. Остановился передо мной этот «Икарус»-гармошка. Я посмотрел на него. И почему-то не сел. Остался на остановке ждать следующий автобус. На следующем автобусе уже проезжал и видел, как гармошка повисла с моста. Ровно серединой зацепилась за фонарный столб. Бог отвел».
Десятки людей делятся эмоциями и воспоминаниями в группе «Череповец Ностальгия. Живая история Череповца» во «ВКонтакте»:
«Мой муж с сыном ехали из садика домой в этом автобусе»; «Я в этот автобус хотела залезть, но места не хватило (беременная была)»; «Мои одноклассницы немного не успели на этот автобус»; «Водитель — напарник моего бывшего мужа»; «Я этот автобус в тот день на линию выпускал».
«Тот день был очень холодный, автобусы ходили плохо, и этот был битком. Студентка с нашего курса в него не влезла, а вот ее брат сумел. На следующий день на уроке она подробно рассказала, что видела и как все было. Помню, что все в группе были в шоке и одновременно рады за нее», — сообщает Ирина Абрамова.
«Я шла с детьми из садика. Маленький — в коляске, старший рядом… Мы были на месте той аварии. Ужас был, автобус завис над рекой, спас столб. Я долгое время старалась не ездить за реку, волею судьбы живу теперь за рекой, но, когда проезжаю через мост, всегда вспоминается эта трагедия», — пишет Ольга Репкина.
Многие за давностью лет сообщают противоречащие друг другу подробности, что сегодня, впрочем, не так важно. Очевидно другое: о случившемся не забыли.
Некоторые итоги
Судьба водителя «Волги» Игоря Васильева сложилась печально. По некоторым данным, он несколько месяцев провел в реанимации, после чего скончался, не приходя в сознание.
В череповецком УВД, сотрудники которого расследовали ДТП, выделили несколько причин аварии. Первая — это превышение скорости водителем «Волги», причем в машине, как показала экспертиза, были неисправны тормоза. Вторая — скользкая дорога. В качестве третьей причины следователи назвали отступление от строительных норм и правил при возведении моста, а также норм безопасности при его содержании.
Дело в том, что колесоотбойный брус, который отделяет проезжую часть от тротуара и призван в аварийной ситуации задержать транспортное средство в пределах дороги, не соответствовал ГОСТу. Его высота должна быть 75-80 см, а по факту было всего 40 см. Кроме того, он был так занесен снегом, что выступал лишь на 10-15 см.
Уже весной 1996 года стартовал капитальный ремонт Октябрьского моста, в ходе которого новый отбойник получил нормативную высоту.
Андрей Савин