Без алкоголя — тоже под запрет?
Ситуация, приведенная в подзаголовке, пока что фантазия. Но вслед за жесткими ограничениями продажи спиртного на Вологодчине стали подумывать о мерах в отношении безалкогольных напитков: пива-нулевки и так называемого детского шампанского.
Новые объекты запретов
Депутаты регионального Заксобрания, которые недавно ограничили продажу алкоголя в регионе двумя часами по будним дням, рассматривают возможность ограничения продажи детского шампанского и безалкогольного пива. Об этом сообщил председатель ЗСО Сергей Жестянников.
По его словам, продажа этих товаров «нормализует» алкоголь в сознании детей.
«Даже если этот продукт не содержит алкоголя, его название и оформление могут способствовать формированию ассоциаций с алкогольными напитками, что является проблемой… Здесь не должно быть полумер. Берем этот вопрос в проработку», — написал Жестянников в соцсетях.
Он также привел точку зрения детского омбудсмена в регионе Ольги Смирновой, которая считает, что нужно запрещать не продажу, а производство таких напитков. В сообществе газеты «Речь» во «ВКонтакте» подавляющее большинство комментариев под этой новостью, мягко говоря, не в пользу введения новых запретов.
По мнению людей, именно безалкогольное пиво помогло многим отказаться от спиртосодержащего, не отказываясь от самого напитка.
В частности, пользователь пишет: «Не знаю ни одного человека, который пил бы безалкогольное, а потом перешел на то, что с градусами. Наоборот — множество примеров».
Да и в целом ситуация будет странной, если «нулевку» запретят совсем, а обычное пиво, хоть и с ограничениями, останется в продаже.
Также череповчане иронично высказываются по поводу того, что еще можно запретить. Например, кефир и квас из-за незначительного содержания в них этанола. Или молочные коктейли из-за внешней схожести с алкогольными: «А то их еще в бокалах с трубочкой подают».
Взгляд депутата Госдумы
Тем временем о принятии местного закона, прозванного в народе «12-14», высказался в соцсетях депутат Госдумы Алексей Канаев.
Он согласен, что бороться со злоупотреблением нужно, выступает за ограничение работы «наливаек» и ужесточение требований к местам размещения торговых точек. Однако считает, что эффективность этих мер перечеркивается «бессмысленным и беспощадным временным ограничением».
По словам Канаева, двухчасовой временной интервал продажи является «хамством по отношению к нормальным гражданам», потому что «подавляющее большинство к алкоголикам не относится». «По факту авторы посчитали таковыми всех. Именно это в принятом законе больше всего возмущает жителей Вологодчины», — прокомментировал политик.
Он также напомнил про то, к чему приводили запреты позднесоветского времени: очереди с драками у магазинов, массовое самогоноварение, «трасса», «катанка», смерти от суррогата, подпольный бизнес и бандитские «крыши».
По мнению Алексея Канаева, закон «12-14» никак не решает главную проблему — борьбу с «наливайками». Ведь продавать алкоголь в кафе и ресторанах по-прежнему можно круглосуточно. Значит, «плодиться они будут с бешеной скоростью».
«Если кто-то считает, что, раз закон принят, и в спорах поставлена точка, то он сильно ошибается, — подытожил парламентарий. — Напротив, дискуссия только начинается. За экспериментом смотрит вся страна. И внимательно. Никто из регионов не спешит „перенимать опыт“. Наблюдаем. Обсуждаем».
В других регионах
Действительно, в соседних регионах также обсуждаются ограничения на продажу алкоголя, но не такие жесткие и направленные именно на борьбу с «наливайками».
Об этом, к примеру, заявил губернатор Ярославской области Михаил Евраев в ходе прямой линии с жителями: «Мы не предполагаем вводить никакие „два часа“. Мы движемся в этом направлении, но без перегибов каких-либо… Могу сказать, что многие „наливайки“ мы закрываем вообще».
В итоге внесенный Евраевым в областную думу законопроект предлагает ввести запрет на продажу спиртного с 23.00 до 8.00 в кафе и барах, расположенных в жилых домах.
В ноябре закон о запрете продажи алкоголя с 22.00 до 10 утра в заведениях, которые располагаются в жилых домах и на прилегающих территориях, приняли в Калужской области.
Депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга также обсуждают возможность ограничения продажи алкоголя, но, как сообщил глава комиссии по соцполитике и здравоохранению Александр Ржаненков, меры не будут столь радикальными, как в Вологодской области.
«До этого мы еще не дошли», — сказал он в интервью «РИА Новости».
Андрей Савин