Мама ищет себя и устраивает сцены
В рамках проекта «Горожане» (18+) 10 череповчан далеких от сцены профессий на три месяца погрузились в мир театра. Одни — чтобы справиться с зажимом, другие — разнообразить жизнь, третьи (школьная учительница) — чтобы докричаться до задних парт.
Про любовь в Череповце
«Речь» побывала на репетиции этой, вероятно, самой оригинальной театральной труппы Череповца, состоящей из обычных людей. Средний возраст «Горожан» 40+, семь женщин и трое мужчин. Никто из них не имеет театрального образования, а выступления на сцене если и случались, то в далекие школьные годы. Профессии самые разные — юрист, предприниматель, педагог…
Уже месяц «Горожане» встречаются в культурном центре «Пивзавод» несколько раз в неделю и, что называется, притерлись.
У каждого были свои причины присоединиться к проекту (истории трех из них читайте ниже), но есть и одна общая — вырваться из забега между работой и домом. Теперь дважды в неделю они могут разгрести рабочие дела, заскочить домой переодеться и, крикнув домашним «Буду поздно», с головой уйти в театр.
О том, что им это нравится, хорошо заметно по репетиции. Люди, у которых дети и внуки, на наших глазах превратились в подростков, которые шутят, смеются, кричат и кривляются.
Возможность ощутить себя актером подарила им череповецкая «Мастерская актуального театра», основанная известным в Череповце актером и режиссером Александром Семечковым и театральным педагогом, режиссером Даниелой Боиштяну. У обоих есть профессиональное образование и немалый опыт работы в театре. Придумали, кинули клич в соцсетях и взяли всех, кто откликнулся. Без кастингов и прослушиваний. На репетициях проекта «Горожане» не только хохмят и примеряют актерские маски, для участников также проводятся занятия по сценической речи, дыханию, артикуляции и преодолению зажима. Как сказал один из артистов, «нам дают краткий курс первого курса актерского вуза».
Результатом трехмесячных репетиций станет спектакль о любви 25 декабря (в «Пивзаводе»), в котором каждый из горожан расскажет историю из своей жизни, связанную с чувством любви. К представителю противоположного пола, к матери и детям, домашним животным и так далее.
В качестве домашнего задания «Горожан» попросили написать пять историй о своей любви. Эти истории были представлены руководителям курса, и те определили главную, которую будут ставить для спектакля.
— Любовь — это личное, особая тема, но стеснения у ребят не было, — рассказал «Речи» Александр Семечков. — Ведь каждый мог выбрать ту степень откровенности, какую хочет. Как мы определили у каждого ту самую историю? Хорошо заметно, какая история особенно близка человеку, у него меняется голос. Ждем, что получится интересная мозаика про любовь в Череповце.
«Суд — это тоже театр»
Елена Блинчевская — юрист, говорить на публике для нее не новость. В некоторые дни приходится говорить часами — в суде, с подзащитными. Поэтому Елена по праву считает свою работу сродни актерской, хотя признается, что, несмотря на опыт, до сих пор волнуется, выходя на публику.
— Творческое начало во мне не просыпалось, потому что никогда не засыпало, — рассказала она «Речи». — В детстве я училась в музыкальной школе, выступала в музыкальном театре. Я занимаюсь танцами и пением, и сейчас театр появился в моей жизни снова. Хотя выступления в суде — это тоже театр. Здесь тоже нужно выстраивать рисунок роли, понимать расстановку сил и то, как действуют эмоции на всех участников. Это очень важно и интересно для меня в профессии юриста.
Когда Елене предложили заняться театром, тратя на это два вечера в неделю, сверхзанятой юрист не думала ни секунды: пойду.
— Я человек, доверяющий своей интуиции, — сказала она. — Если судьба дает, значит, надо брать. Я в этом смысле фаталистка. Значит, есть какая-то высшая сила, которая меня направляет. А время… его можно найти. По вечерам в понедельник и среду судебные заседания, слава богу, не идут. Пользу от занятий уже ощущаю. У нас здесь атмосфера групповой терапии, мы здесь делимся очень личным, затрагиваем глубокие эмоциональные вопросы.
«Коллегам не рассказываю. Боюсь, не поймут»
Алексей Наботов — предприниматель с 20-летним стажем, предоставляет заказчикам спецтехнику. Он и выглядит под стать своему делу — крепкий мужчина с внушительными кулаками. На работе он пилит деревья и сносит дома, но в зрелости понял, что душа просит чего-то еще.
— Никакого творчества в моей жизни не было никогда, я просто работал, упорно работал, — констатирует он. — В детстве тоже не было ничего такого, детство я провел в глухой деревне, папа — тракторист. Как попал в проект? Последние годы пытаюсь продвигать свой бизнес. Случается так, что нужно что-то комментировать. И понимаю, что не могу это сделать, выходит коряво. Даже когда сам себя пытаюсь снять, ничего не получается. У меня колоссальный опыт в профессии, но я не могу себя представить на публике. Да элементарного не могу сказать, тост на дне рождения для меня проблема. Что-то мешает, а что — не пойму.
Для борьбы с этим «чем-то» Алексей выбрал театральный проект «Горожане». Первой победой стало то, что он решился записаться на участие в проекте. Сомнений было много, но удалось себя перебороть.
— Что сказать? Здесь весело, интересно изображать обезьян, собак, — с улыбкой говорит Алексей. — Знаете, я пришел сюда решить проблему, а сейчас понимаю, что получаю удовольствие. И пользу уже ощущаю. Коллегам не афиширую. Боюсь, не все поймут. Просто хожу на занятия.
В спектакле Алексей Наботов расскажет об истории любви к внучке, которой год и месяц.
— Когда я начал рассказывать, преподаватели сказали: берешь эту историю, — говорит Алексей. — Они почувствовали, как изменился тон, дыхание, взгляд. Химия пошла.
Назад к мечте
Екатерина Боровая, учитель английского языка, тоже не рассказывает о «Горожанах» никому, кроме семьи. Говорит, что внимания ей и на работе хватает, хочется оставить что-то только для себя. «Дочь-студентка очень радуется за меня, что я развиваюсь, ищу себя», — отмечает она.
Сценическое прошлое у Екатерины богатое, но преимущественно давнее — с шести лет выходила на сцену ДК «Строитель» в составе «Северных зорь». А в школе участвовала в сценках, читала стихи, даже были творческие награды.
— Конечно, хотелось поступить на актрису, но на дворе были 1990-е, — вспоминает она. — Информации было мало — куда ехать, что сдавать, где жить во время экзаменов. Не было денег, как и у всей страны, да и мама меня не отпустила одну в другой город. С мечтой пришлось распрощаться. На проект я пришла, потому что хотелось перемен в жизни — это раз. Во-вторых, я шла ради сценической речи. Говорить диафрагмой мне было бы полезно и в своей профессии, чтобы поберечь связки и чтобы докричаться до задних парт.
Выбирая историю для рассказа, Екатерина встала перед дилеммой — о чем поведать миру? О любви к мужу, который встречает ее после репетиций и собирается прийти на премьеру? А вдруг он не одобрит таких откровений. Или об истории юношеских влюбленностей? Но это может быть еще хуже.
— Оттого, что сюда прихожу, появилось больше эндорфинов, — улыбается она.— Это помогает не обращать внимание на отрицательные мелочи. Вот происходит что-то неприятное, а я говорю себе: «Черт с ним, у меня сегодня вечером репетиция».
Сергей Виноградов