Могут ли книжки воспитать характер
Мы продолжаем серию публикаций о пользе чтения. Сегодня наш разговор пойдет не только о книгах, но и о том, как воспитать твердый характер. Одних академических знаний о жизни человеку мало. Он может не выдержать реальных испытаний. А что нужно?
Сергей Бедокуров — подполковник МВД в отставке, участник боевых действий в Закавказье и Чечне. Зампредседателя попечительского совета Ассоциации ветеранов подразделений специального назначения. Эта областная общественная организация занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи и вопросами ветеранского движения. В нее входят ветераны подразделений специального назначения, локальных войн и конфликтов в Афганистане, Чечне, Сирии, Анголе, на Кубе, СВО. Ассоциация взаимодействует с детскими садами, школами, участвует в организации фестиваля патриотической песни «Красная гвоздика» (0+), городского конкурса «Солдатушки — бравы ребятушки» (0+) и других мероприятий.
Книги в вашей жизни — это скорее труд или отдых?
— Работа. В силу специфики мы работаем с документами, книгами, методическими пособиями только на бумажном носителе (оцифровка запрещена), поэтому читаем бумажную «литературу».
А дома, для души?
— Дома классическая библиотека, около 300 книг. Украшает ее подаренный ветеранами подразделения антитеррора «Альфа» «Наш Пушкин» (6+). Книги читают все: супруга — учительница начальных классов; дети — дочь Алина, ей 28, окончила медицинский институт в Санкт-Петербурге; сын Мирон, которому 18, окончил школу с золотой медалью; дочь Варвара, 12 лет, победительница и призер многих конкурсов чтецов, в том числе всероссийских.
Какие книги всегда под рукой, чтобы можно было открыть на любой странице и перечитать?
— А вот они: Сергей Козлов «Спецназ ГРУ. Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны…» (16+), «Доверено охранять Отечество: из истории органов безопасности в Вологодском крае» (16+), написанная вологодскими чекистами, «Энциклопедия шпионажа» (16+) Нормана Полмара и Томаса Аллена — английские авторы, но там есть и про русскую разведку.
Хорошо, а какая книга запала в душу?
— Валентин Пикуль «Реквием каравану PQ-17» (16+). В романе изложены на документальной основе факты о ленд-лизе, поставках оружия, оборудования от наших союзников в мурманский порт. Я зачитывался этой книгой. Однажды, когда лежал в больнице, познакомился с человеком, который меня спросил, что я читаю. Я показал. Он мне принес точно такую же книгу, но испещренную пометками карандашом. Оказалось, он моряк, участник боевых действий, был на корабле в караване. А пометки — неточности, допущенные автором.
Есть ли у вас пример важной книжки для мальчишки?
— «Быль о матросе Кайде и его товарищах» (12+), сборник рассказов Георгия Соколова. Богатырь-черноморец, два метра ростом, кулаком мог убить фашиста, ударив его по каске. Немцы называли его «красным дьяволом». Легко переносил пулемет «Максим» весом 70 кг. А прозвище у него было Малыш — за доброе сердце и открытую душу. В 1943 году — участник боев за освобождение Новороссийска, Керчи, Севастополя, Одессы.
Мы в детстве читали одни книги, учились по одним учебникам, смотрели одни фильмы. Это были скрепы. Есть ли они сейчас у молодого поколения?
— Трудно судить. Я получил образование в Советском Союзе, был октябренком, пионером, комсомольцем, комсоргом группы в лесомеханическом техникуме. У меня комсомольский билет до сих пор хранится. Я присягу давал Советскому Союзу. Для меня патриотизм, любовь к Родине — естественное состояние. Мы в системе учили историю страны, Великой Отечественной войны. В современных же учебниках Сталинградской битве отведено полстранички.
Это опасно?
— Да. «Отними у народа историю — и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять как стадом. Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой» (Геббельс). Не будем знать историю своей страны — поверим, что Киевская Русь — это украинское государство. И что Черное море украинцы выкопали ложками.
То есть человека можно оболванить?
— Оболванить может ложь. Способов много: нейролингвистическое воздействие, теологическое, речевое. Из этой серии: «Кто не скачет — тот москаль». Перефразируя цитату из фильма «Доживем до понедельника» (12+), история и литература — два школьных предмета, которые делают человека гражданином. Заронишь поганое зерно в душу подростка — вырастет кривое дерево.
Часто люди говорят: я человек маленький, от меня ничего не зависит. Вы разделяете эту точку зрения?
— Нет. Если человек на своем месте, он уже влияет на принятие решений. Дом, семья, работа, которую он выполняет добросовестно. И неважно, кто он — сантехник, электрик, сталевар, аппаратчик, военный или директор завода.
А гражданином быть обязан?
— Обязан. Все сказанное выше — в контексте государственности.
— Можно ли под влиянием книг воспитать мужской характер?
— Одних книг недостаточно. Добро должно быть с кулаками. Ботаник с академическими знаниями, выращенный родителями как комнатное растение, не защитит ни себя, ни родных, ни страну. Физически развитый качок без мозгов — тоже. Нужно быть духовно и физически сильным.
Вы говорите о гармонически развитой личности, как в СССР?
— А что плохого в уроках НВП, строевой подготовке, в умении стрелять, обращаться с оружием, подтягиваться, выдерживать марш-бросок, ставить в лесу палатку, разжечь костер одной спичкой, водить машину и прыгать с парашютом в ДОСААФ? Все это раньше умели допризывники. Сейчас ребята, которые занимались у нас в Ассоциации, в кадетском классе, ушедшие на СВО, говорят: приобретенные навыки пригодились. Именно этот опыт помог в первый месяц войны не стать «двухсотым».
Как избавиться от трусости?
— Страх страху рознь. Есть животный страх, когда человек лишается возможности думать. Такой страх парализует, человек не может сдвинуться с места. Есть страх, который приводит к выбросу адреналина, человек за доли секунды оценивает ситуацию, предвидя последствия. Понимает: с тобой товарищи, ты в ответе за все происходящее. Как бороться со страхом? Преодолевать себя, воспитывать волю. Признание того, что боишься, — уже первый шаг к победе над собой.
А если мальчишку берут на слабо?
— К сильному духом и физически развитому не пристанут. Такому легче сказать «нет». Он не станет на спор лезть под поезд или прыгать с моста.
Сергей, не удержусь, спрошу, фамилия Бедокуров — отсыл к упорству?
— Как мне рассказывали, фамилия придуманная. До этого фамилия моих предков была Ларионовы. В 1800 каком-то году мой прапрапрадед ростом 2,02 метра гонял всю деревню, пошел и сменил фамилию. Из последующих поколений еще никто на нее не жаловался.
Татьяна Ковачева