Вадим Германов: «Все, о чем мы мечтаем, сбывается»
1 ноября исполнится ровно пять лет, как Вадим Германов — мэр Череповца. Время это выдалось непростым. Однако, несмотря ни на что, город продолжал меняться, не останавливаясь в своем развитии. Что дальше? Заглянем в будущее вместе с градоначальником.
Про водный транспорт
— Как думаете, что это? — Вадим Германов показал на карте города несколько красных точек. Все — на берегах Шексны и Ягорбы.
— Маяки? Новые зоны отдыха? — ответы журналистов оказались неверными.
— Это будущие причалы, — прервал интригу мэр. — Там, где раньше стояли дебаркадеры, у колеса обозрения, которое сейчас строят, у Усадьбы Гальских, у будущего парка развлечений, который начинаем проектировать и, наконец, у Макаринской рощи, которая в следующем году заходит в проект «Формирование комфортной городской среды». С правительством области мы сейчас обсуждаем покупку речных электроходов, которые станут ходить от причала к причалу. То есть можно будет, например, покататься на колесе обозрения, а потом поехать в парк развлечений. Наша делегация уже съездила в Ярославль и посмотрела электрический катамаран. Вместимость — 130 человек. У него две палубы: нижняя — со столиками и верхняя — открытая. Это пока мечта, но близка к тому, чтобы начать воплощаться в жизнь. Ведь все, о чем мы мечтаем, сбывается.
Про общественный транспорт
— Несколько лет назад мы мечтали о новых трамваях, а сейчас их в городе уже 28. Мы посчитали, что нам нужно еще 12. Если при поддержке правительства области мы их получим, то трамваи будут ходить каждые 3-4 минуты в часы пик. Для этого пытаемся зайти в разные федеральные программы. Вторая задача — начать ремонт путей. Тогда трамваи поедут в два раза быстрее: не 15 километров в час в среднем, как сейчас, а 30. Трамвай станет самым быстрым видом транспорта, который едет без пробок. Стоимость ремонта — больше 3 млрд рублей. Сначала мы планировали обновить участок от Олимпийской до Ягорбского моста, но понимаем, что, скорее всего, это будет участок от Красноармейской до Вологодской, либо у завода. Сейчас заказана диагностика путей. Когда ее сделают, мы увидим, где именно самая тяжелая ситуация. К весне у нас появится проектная документация на все 30 км пути.
Пока мы планируем, что ремонт будет идти по выходным. То есть трамвай станет останавливаться в пятницу вечером, чтобы на проведение работ оставалось три ночи и два дня. Потом пять дней на подготовку. Если совсем закрыть пути и пустить вместо трамваев автобусы, то автоколонна заработает, а «Электротранс» окажется в убытках. Еще был вариант менять пути по ночам, но тут слишком мало времени. Потом с подрядчиком более конкретно все проработаем.
Про водителей общественного транспорта
— Проблема осталась, но мы остановили, как я называю, отток водителей. На городских маршрутах сейчас не хватает 56 водителей. Мы провели несколько индексаций зарплат, которые были неконкурентоспособными. Затем при поддержке губернатора с 1 апреля добавили по 20 тысяч водителям. Сейчас до вычета налога они получают где-то от 85 тысяч. При переработках может быть и больше 100 тысяч. Но мы выстраиваем систему мотивации, которая позволит зарабатывать еще больше. Мы доведем зарплаты до того уровня, когда водители к нам пойдут.
Кроме того, понимаем, что одной зарплатой людей сейчас не удержать, поэтому помогаем водителям с жильем. Мы уже передали автоколонне более десяти муниципальных квартир. Да, они не новые, но в них можно жить, пока работаешь на предприятии.
Про Зашекснинский
Большое количество планов у города связано с Зашекснинским районом. Именно там в ближайшие годы развернутся основные стройки, призванные вывести культурную, спортивную и научную жизнь Череповца на новый уровень.
— С каждым годом все лучше узнаешь и понимаешь город, из-за чего складывается понимание, что делать дальше, — говорит Вадим Германов. — Сейчас я очень четко вижу Череповец на три-пять лет вперед и понимаю, что нужно ремонтировать, сколько в следующем году придет новых автобусов и трамваев, какие улицы мы будем строить, а не просто ремонтировать.
Сейчас мы обсуждаем концепцию строительства кампуса для студентов и преподавателей ЧГУ в Зашекснинском районе. Полтора-два года будет готовиться проект, еще года три уйдет на строительство, то есть получим мы его где-то лет через пять.
Театр для детей и молодежи с общественным пространством вокруг разместится в 110-м микрорайоне. Мы еще три года назад объявили архитектурный конкурс, сейчас идет госэкспертиза проектной документации. Само строительство намечено на 2025–2027 годы. Там же в 110-м микрорайоне запланированы школа и детский сад, два многоуровневых паркинга. Напротив в будущем должен появиться концертный зал. Между Ленинградской и Раахе запланирован целый спортивный квартал. Здесь появятся новые спортивные объекты. Каждый микрорайон будет пересекать пешеходный бульвар.
Про ремонт Октябрьского моста
Город готовился к трехлетнему ремонту моста, но работы решили форсировать. Можно ли было избежать пробок? Мэр считает, что вряд ли.
— Предполагалось, что в первый год будем ремонтировать эстакады, потом год — первые три полосы и еще год — оставшиеся три полосы. Однако от подрядчика поступило предложение отремонтировать проезжую часть не за два года, а за год. Нам показали график, где все работы были понедельно расписаны, и мы согласились. В противном случае в плане проезда по мосту все было бы примерно то же самое, только в два раза дольше.
Самая тяжелая ситуация сейчас на Данилова. Затем идут проспект Строителей и Московский. Сталеваров, хоть медленно, но едет. Каждый день специалисты следят за работой светофоров. Мы с вами этого просто не замечаем.
С другой стороны — мы привыкаем. Мне недавно показали результаты соцопроса, из которого следует, что 93% горожан понимают важность и необходимость капремонта моста и готовы год потерпеть. Сразу скажу, что зимой станет еще сложнее. В сильные снегопады проезжая часть сократится до двух полос. То есть пройдут уборочные машины и сгребут снег к обочинам. Мы предполагаем, что с каждой стороны снежный вал займет примерно по метру. Этот снег будем вывозить по ночам. Если снега много, скорее всего, с ноля часов до пяти утра мост придется перекрывать полностью. Все силы города будут брошены сюда потому, что это самая главная транспортная артерия. К утру мы должны мост открыть. В хорошую погоду будет три полосы.
Про тепло
Этим летом теплосети и котельные вернулись в собственность города, а управлять ими стало муниципальное предприятие «Теплоэнергия». Готов ли город брать на себя такую ответственность? Вадим Германов уверен — справимся.
— В этом году мы делаем все, что по плану должен был сделать «Газпром Теплоэнерго Вологда». Это 4,5 километра реконструкции (девять участков). Восемь участков капремонта — еще 1 километр. Также губернатор дополнительно выделил средства на замену еще десяти километров, четыре из которых уже сделаны. Конечно, не могу не отметить решающую роль нашего губернатора Георгия Юрьевича Филимонова в деле возвращения теплосетей и котельных городу. Если бы не его твердая позиция, этого бы не произошло. Теперь все в наших руках, будем приводить городские теплосети в порядок. Сейчас мы четко понимаем, что нужно делать.
С 1 августа в «Теплоэнергию» пришли уже более 50 новых работников. Не секрет, что мы подняли зарплаты ремонтникам и операторам котельных. У меня была беседа со старшим оператором смены — она тогда четко сказала, что молодежь работать за 30 тысяч не пойдет. Когда мы подняли заплаты, начали приходить операторы котельных, ремонтники, сварщики, электромонтеры, айтишники.
Про вандалов
В Череповце ставят новые арт-объекты и «умные» остановки. Прежние, с деревянными ламелями, одно время сильно страдали от рук расклейщиков объявлений, да и вандалы нет-нет да и ломали что-нибудь. Вспомнить хотя бы купца с книгой на Советском проспекте. Впрочем, по словам Вадима Германова, нынешние технологии позволяют полиции найти виновных достаточно быстро.
— Из недавнего — два парня попрыгали на милицейском уазике и оторвали дверь. Уазик утром увезли в ремонт, а парни в это время сидели в полиции и давали объяснения, — рассказывает мэр. — Затем еще один разбил дверь в четвертой управе. Тоже говорит, мол, пьяный был, не помню. Сейчас он заплатит за новое стекло и штраф. На днях двое решили разрисовать столбы баллончиком — их взяли «тепленькими». Во-первых, камера стоит, во-вторых, наряд ДПС мимо ехал. Но через два дня снова рисовать пришли… И их снова вычислили.
По новым остановкам: будем внимательно смотреть. Любое объявление будет расценено как неуважение в адрес города. На каждом павильоне поставим по три видеокамеры. Еще добавим панорамные, которые будут смотреть на остановку. Записи хранятся две недели. Только на мой компьютер выведено более семисот камер, и это далеко не все. Еще есть детекторы, которые следят за дорожным движением. Сейчас, как правило, полиции нужны всего сутки, чтобы найти любого.
Про городские программы
А напоследок позволим себе слегка оглянуться в прошлое. Пять лет назад первой городской программой, инициированной Вадимом Германовым, стала замена и установка освещения детских садов. Затем программ становилось все больше и больше.
— Буквально через две-три недели после моего прихода в мэрию одна мамочка пожаловалась, что у них в саду темно. Мы туда поехали — и ее слова подтвердились, — вспоминает Вадим Германов. — С тех пор во всех детских садах и школах мы установили около тысячи светильников. Сейчас надо еще, просят родители добавить. Затем появилась программа по замене веранд в детских садах. Каждый год выделяем деньги на замену 40-50 веранд. Со следующего года планируем начать программу по замене в садах асфальта. Начали строить муниципальные бесплатные парковки. В этом году построены четыре. Делаем проезды, которыми раньше совсем не занимались. Каждый год — по четыре-пять проездов. Как бы банально ни звучало — ставим общественные туалеты. Каждый год их прибавляется по две-три штуки. Так и делаем, день за днем, наш город лучше!
С каждым годом все лучше узнаешь и понимаешь город. Сейчас я очень четко вижу Череповец на три-пять лет вперед.
Илья Драницин