«Башлачев — это главное слово в русском роке»
Башлачевские дни открываются в Череповце почти параллельно с Верещагинскими, притягивая в город творцов и ученых со всей страны. Конец октября запомнится концертами известных музыкантов, а также поэзией, которая сейчас так редко звучит со сцены.
Для московского музыканта, поэта и композитора Алексея Вдовина очередная поездка на ежегодный рок-фестиваль «Время колокольчиков» обернулась концертами на разных площадках в составе сразу двух групп. «Череповец — особенный город, — сообщила поклонникам в соцсети группа «НедРа». —
Во-первых, когда-то там, еще в начале нулевых, состоялась первая, так сказать, гастроль Алексея. А во-вторых, это единственный регион, который в этот раз позволил себе такую роскошь, как организовать концерты сразу и «НедРе», и «Табору», да еще два дня подряд».
Перед вторым концертом в особенном Череповце Алексей Вдовин ответил на вопросы череповецких журналистов.
— Мы слушали песни Александра Башлачева в юности, росли на этих песнях, — отметил он. — Башлачев — это главное слово в русском роке, в котором он был самый… поэт. У большинства рок-музыкантов была главная ставка на музыку, на какой-то посыл, а у него основным были слова, поэзия с большой буквы.
И эта поэзия с годами не растворяется и никуда не уходит, напротив, распространяется еще шире. Сегодня Башлачев и в интернете, и в школьном учебнике, и на сцене. И на Арбате в устах уличного музыканта. Среди слушателей и поклонников немало молодежи.
— У молодых снова запрос на гитарную музыку, — сказал Алексей Вдовин. — До этого были десятилетия засилья рэп-культуры, и рок ушел в небытие. А сейчас, смотрю, 18-летние парни и девчонки лабают на гитарах, меня это радует.
После «НедРы» на сцену Дворца химиков вышел Сергей Бобунец, прославившийся участием в группе «Смысловые галлюцинации». Он рассказал журналистам: в его родном Екатеринбурге помнят, что Башлачев там учился, и гордятся этим.
— Я перечитывал его стихи, когда к вам ехал, — сообщил он.— Удивительно, откуда у такого молодого человека было столько русскости. И сейчас, когда мы собираем нашу культуру по крупицам, Башлачев нам особенно нужен.
Среди участников фестиваля был и любимый многими Игорь Растеряев, который представил зрителям две программы — на своей любимой гармони и в составе рок-группы. После песни «Георгиевская ленточка» (6+) из первого альбома Растеряев стал большим другом всех поисковиков России. Тех, кто ищет останки павших героев Великой Отечественной войны.
Перед череповецким концертом Игорь пообщался с поисковиками из местного отряда «Журавли». «Удач в святом деле», — написал он ребятам на билете вместо стандартного автографа. «Больше всего нас поразило, как в зале люди плакали под песню „Георгиевская ленточка“, — рассказали поисковики. — И у нас слезы текли из глаз».
Но не рок-музыкой единой… Вот уже два с лишним года как «Время колокольчиков» — это не только стихотворение (12+) и песня Александра Башлачева и фестиваль в его честь, но и поэтический конкурс.
Организаторы получили стихи более чем 60 авторов со всей России, включая Москву, Санкт-Петербург, Крым, регионы Сибири, Башкирию, Удмуртию и многие другие.
В финал конкурса «Время колокольчиков. Прямая речь» были отобраны 15 авторов, которые приехали в Череповец и лично прочитали свои стихи. Решением жюри победительницей стала вологжанка Мария Крупеникова. Череповчане в число призеров, к сожалению, не вошли. Второе место присудили Анне Хвастушкиной из Оренбурга и москвичке Нике Батхен. А на третью строчку поставили поэтов из столицы Анну Фомину и Андрея Хамхидько.
В интервью городскому сайту Мария Крупеникова заявила, что она «в оторопи» от решения жюри.
— Фестиваль «Время колокольчиков» очень нежный, проникающий в сознание и оставляющий след, — отметила поэтесса. — Остается большой отпечаток от музыки и стихов, которые звучали несколько дней.
Сергей Виноградов