Один переезд равен двум пожарам?
Надо полагать, что в среднесрочной перспективе мы станем свидетелями «большого исхода» из Москвы: президент все-таки продавил давнишнюю идею о переезде госкорпораций в регионы страны. Финансовые потоки нуждаются в более справедливом распределении.
Госкомпании рассеют по стране
Еще в конце июля этого года, по итогам Санкт-Петербургского экономического форума, президент Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения о переезде госкорпораций и компаний с участием государства из Москвы в регионы страны.
По мысли главы государства, штаб-квартиры госкомпаний должны располагаться по месту их основной производственной деятельности. А это отнюдь не столица: предполагается, что штаты руководителей в основном осядут в регионах Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Причина, по которой должен произойти масштабный переезд, банальна и лежит на поверхности: Москва развилась и похорошела, вся страна за нее рада, однако право на развитие имеют и другие субъекты РФ. Все желают улучшать инфраструктуру, создавать высокооплачиваемые рабочие места, увеличивать налоговые отчисления в местные бюджеты.
А обеспечить стабильный поток финансирования могут как раз таки крупные рыночные игроки из числа тех, которых контролирует государство. Если частникам не прикажешь, где содержать головной офис, то госкомпании, по идее, вынуждены будут подчиниться. И что-то подсказывает: вряд ли жители российской глубинки выступят против.
Правительственных предложений на этот счет президент ждал до 1 октября, но пока план переезда не опубликован. Зато было обнародовано исследование, говорящее о том, что при релокации в регионы госкомпании могут столкнуться с экономическими рисками. О нем поговорим чуть позже.
Дальше, дальше…
До сей поры известны лишь два случая, когда госкорпорации покидали юрисдикцию Первопрестольной. В 2005 году банк ВТБ переехал в Санкт-Петербург, а затем, спустя много-много лет, в 2021-м, компания «Газпром» обосновалась… в Санкт-Петербурге. Хотя на питерском бюджете это сказалось значительно (например, налоги от «Газпрома» составляют четверть всех налоговых поступлений Петербурга, тогда как в Москве — лишь 5%), такая смена одной столицы на другую — мягко говоря, не совсем то, что можно назвать полноценной передислокацией.
А полноценную предлагали давно. Еще в 2013 году спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявляла, что государственные гиганты должны отчислять налоги в регионах. По ее мнению, тот же «Газпром» справедливее было бы перенести в Тюмень, по месту добычи львиной доли ресурсов. «Башнефть» следует разместить в Уфе, а энергетическую компанию «Интер РАО» — в Калининграде. «Роснефти» также место где-то в Сибири, РЖД и «Ростехнологиям» — на промышленном Урале, а «Русгидро» — в Красноярске, поближе к крупнейшим в стране гидроэлектростанциям.
Цифры и факты
Самое любопытное, что именно федеральная компания «Русгидро» (государству принадлежат 62,2% ее акций) первой правильно восприняла посыл властей и уже с конца 2021 года занимается постепенной передислокацией в Красноярск. В скором времени переезд должен завершиться, и это будет отличным опытом для понимания того, сколь сложен и затратен данный процесс. Ну, а спустя минимум год можно будет подсчитать выгоду для Красноярского края.
Как сообщают местные СМИ, «Русгидро» потратит на переезд в Сибирь минимум 16 миллиардов рублей. Штаб-квартира компании разместится в здании, которое изначально строилось как гостиница. Компания заберет из Москвы около 1,5 тысячи сотрудников, для которых купили квартиры и особняки. Для примера, одна только закупка мебели для офисов и квартир обойдется компании без малого в два миллиарда рублей.
Не дорого ли? Не лучше ли вложить эти деньги в экономику? Все познается в сравнении. Стоимость переезда «Русгидро» из Москвы в Красноярск сопоставима с годовым бюджетом Череповца. При этом в 2023 году выручка ПАО «Русгидро» составила 510 млрд рублей, а чистая прибыль — свыше 32 миллиардов. Объем налоговых отчислений составил 108 млрд рублей, в том числе 49 млрд рублей налогов было выплачено в региональные бюджеты. Иными словами, переезд, как говорят в народе, хоть и равен двум пожарам, но в долгосрочной перспективе регионам выгоден.
О справедливости
Вернемся к упомянутому выше исследованию, которое в начале октября опубликовал Центр региональной политики РАНХиГС. Основным риском переезда госкомпаний эксперты видят снижение эффективности управления из-за удаленности от столицы, дефицит квалифицированных кадров, а также возможный конфликт «региональных элит».
Видеть ли в этом «москвацентричность» самих исследователей, пусть каждый решает сам. Зададимся вопросом: не оттого ли в регионах нехватка кадров, в том числе крупных управленцев, ежели они вынуждены строить карьеру в Москве? О каком снижении эффективности управления может идти речь, когда топ-менеджеров чуть ли не силком подгоняют к тем добывающим и промышленным площадкам, которыми они столь эффективно руководят из далекой столицы? А региональным элитам возможный конфликт не пойдет ли на пользу, дабы не расслаблялись?
Думается все же, что если вахтовым методом в условиях Крайнего Севера способны работать геологи или буровики — под ветром и снегом, осилят этот метод и герои-управленцы — в теплом офисе со сплит-системой где-нибудь в Новом Уренгое.
А для государства нашего действительно настало время устранять разрыв в экономическом развитии и уровне жизни регионов. Можно вернуться и к вопросу расселения по стране профильных министерств и ведомств. Шутка ли: Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики располагается в уютных московских Хамовниках, в получасе неспешной прогулки от Кремля.
Андрей Савин