«Монет было так много… Стало понятно, это клад»
Крупнейший клад за всю историю археологических раскопок на территории Кирилло-Белозерского монастыря нашла череповчанка Светлана Ящур, известный в области поисковик павших воинов. Положены ли ей пресловутые 25% от стоимости клада?
Монеты у Монастырского архива
Казалось бы, территория монастыря за столетия должна быть копана-перекопана археологами. Чем вызваны новые раскопки? Дело в том, что сейчас в кирилловском музее на нескольких памятниках архитектуры проводятся археологические исследования. Раскопки идут по всему периметру здания Поварни XVI столетия, у Священнических келий XVI века и монастырского архива XVII столетия.
— Эти работы предваряют реставрационную деятельность на памятниках архитектуры, — объяснил генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. — Они традиционно ведутся на всех объектах с целью изучения состояния фундаментов зданий на этапе составления проектной документации. Результаты раскопок этого года для нас стали полнейшей неожиданностью — археологи под руководством Алексея Угланова нашли клад из серебряных монет, которые предварительно датировали эпохой Смутного времени.
Общее количество монет составило 266 штук. В музее отметили: клады в монастыре уже находили — целых два. Последний из них состоял из шести серебряных монет. Поэтому такая огромная находка порадовала и восхитила и археологов, и музейщиков.
— Крупное скопление серебряных монет было найдено в одном из шурфов на участке Монастырского архива, — рассказал директор ООО «Вологодская археология» Алексей Угланов. — Ценную находку на глубине 1 метр 40 сантиметров от поверхности обнаружила череповчанка Светлана Ящур, на протяжении долгого времени участвующая в работах поисковых отрядов, занимающихся поиском без вести пропавших в Великой Отечественной войне, и совсем недавно решившая попробовать свои силы в археологии. В археологической экспедиции череповчанка принимает участие всего второй раз.
— Более 16 лет я занимаюсь военным поиском, в археологических экспедициях практически новичок, — отметила Светлана. — Первая моя экспедиция была на Октябрьском мосту в Череповце, и вот сейчас я в Кириллове. — Сначала я нашла две монетки… Стали брать следующий слой, производить зачистку, и обнаружила целый комок «чешуек». Монет было так много, что сразу стало понятно, что это клад. Естественно, я все расчистила, аккуратно собрала до каждой монеточки. Получилось более 260. На монетах изображен Георгий Победоносец, относятся они к началу XVII века.
Оживающая история
Археологи отметили — надписи на серебряных копейках разные: «Великий князь Иван», «Великий князь Дмитрий». Монеты находятся в аварийном состоянии и требуют реставрации, поэтому в ближайшее время будут переданы в руки московским экспертам.
Алексей Угланов заверил, что «клад будет отреставрирован, атрибутирован и после введения в научный оборот передан в фонды археологии Кирилло-Белозерского музея-заповедника». А следовательно, со временем будет выставлен для посетителей.
Музей не один год оживляет эпоху Смутного времени тем, что проводит фестиваль «Кирилло-Белозерская осада» (0+), который считается одним из лучших в России. Каждое лето военные историки в кольчугах и латах съезжаются в Кириллов, чтобы воскресить обстоятельства польско-литовского нашествия и то, как кирилловчане отбились от иноземной напасти.
Клад с монетами добавит легенде достоверности. То, как монеты попали в землю у здания архива и, возможно, кто их туда положил, объяснят историки. Но нетрудно придумать и свою гипотезу. Прознав о приближающейся орде, которая грабит города и убивает их жителей, некий зажиточный кирилловчанин собрал дома все накопления и решил схоронить их за мощными монастырскими стенами. Выбрал неприглядное место на задворках здания и зарыл сокровище. А то, что схрон так и остался в земле, наводит на печальные мысли о судьбе владельца монет.
Новость о найденном в Кириллове кладе разошлась по многих федеральным изданиям, вызвав значительный интерес в стране и Вологодчине, в частности. Часто звучит вопрос, получит ли Светлана Ящур вознаграждение за то, что нашла клад. Согласно закону, нашедший клад на своей земле может претендовать на 50% его стоимости, а на чужом участке — на 25%, а другие 25% отдадут владельцу земли. Причем эти выплаты не облагаются налогом. Но к археологам или участникам экспедиции эти правила не относятся, поскольку они получают зарплату за участие в раскопках.
Крупный, но не первый
Клады на Вологодчине находили и раньше, представлявшие как материальную, так и художественную ценность. В 1936 году рабочие обнаружили 800 килограммов медных и серебряных монет в подполе собора Рождества Богородицы в Устюжне. Монеты были расфасованы по мешкам. По мнению историков, клад с монетами пополнялся с XVIII века.
В 1991 году в Великом Устюге нашли клад золотых монет, который был передан в музей. Клад включает 57 золотых монет русской чеканки, значительная часть которых относится к 1898–1902 годам. Здесь же австро-венгерская монета в 10 крон 1908 года, которая является позднейшей по времени монетой клада. Три монеты клада принадлежат по времени их чеканки к I половине XIX века, среди них достаточно редкая русско-польская монета номиналом 3 рубля, изготовленная в 1835 году. Вместе с монетами находились золотые медали «За усердие», а также четыре мерных слитка золота 999 пробы. Вероятнее всего, клад зарыли в годы революции и Гражданской войны.
Были интересные находки и в Череповце. В 1950-м году дети нашли на территории Усадьбы Гальских закопанный деревянный ящик, набитый старинной посудой. Газеты, которыми была обернута посуда, позволили установить, что ее зарыли сразу после революции (самая поздняя газета датировалась октябрем 1917 года).
Из ящиков были извлечены 64 предмета, в составе коллекции шесть блюд, 55 глубоких тарелок и три мелких. На блюдах изображены охотники со своими трофеями, на тарелках — пейзажи из дикой природы. В 2020 году костромским филиалом научно-реставрационного центра имени академика Грабаря отреставрированы и уже возвращены два предмета из сервиза. Девятнадцать предметов из сервиза можно увидеть в постоянной экспозиции (0+) барского дома усадьбы Гальских. Сообщалось, что музей намерен продолжить работу по реставрации фарфора.
Сергей Виноградов