Раскольников собрал четыре аншлага
Камерный театр дал старт новому сезону премьерой «Преступления и наказания», четыре сентябрьских показа были распроданы еще летом. Театр представил свою трактовку великого романа, но Раскольников, старуха-процентщица, топор — все на месте.
Зритель идет на классику — эту тенденцию в последние годы фиксируют во всех театрах страны. В Камерном театре она также многократно подтверждалась. В последние годы театр поставил «Ромео и Джульетту» (12+), «Горе от ума» (12+), «Правда — хорошо, а счастье лучше» (16+) по Александру Островскому. И всякий раз имел успех, в том числе у молодежной аудитории.
А пушкинская «Барышня-крестьянка» (12+) не сходит со сцены Камерного десять лет и сменила не один состав исполнителей ролей главных героев. И всегда полные залы плюс показы в Москве. Главный режиссер театра Татьяна Макарова рассказала «Речи», что спектакли по русской классике, входящей в школьную программу, пользуются большим спросом у учителей и учащихся.
В театре об этом знают и каждый сезон стараются порадовать школьную аудиторию новой постановкой из учебника литературы. Чтобы было что обсудить на уроке и увидеть новые грани в бессмертных текстах.
Идею постановки «Преступления и наказания» принес в Камерный театр его давний друг, режиссер Никита Золин из уральского Озерска. Руководство рассмотрело и утвердило: спектаклю быть. Утрамбовать события 600-страничного романа в спектакль — дело непростое, но Никита и Камерный театр сделали это самостоятельно, готовых инсценировок не использовали. Причем удалось сохранить всех основных персонажей и сюжетные линии.
— Начинали работу с того, что хотели поставить что-то вроде снов Раскольникова, отдельных сцен, — рассказал режиссер корреспонденту «Речи». — Но мы шли-шли, разбирали этот материал, и в один момент мне захотелось отказаться от сюрреалистических вещей и рассказать тот событийный ряд, который есть в романе. Так интереснее. И страшнее. Сколько раз прочитал роман во время работы? Много. Два блокнота исчиркал. Наша первая читка продолжалась шесть часов, потом ужимали-ужимали до 40 страниц, а потом и до 20.
В итоге получился спектакль продолжительностью два с половиной часа с одним антрактом. Кульминация — убийство старухи-процентщицы — происходит в спектакле минут через 5-10 после начала. В остальное время Раскольников, сыгранный ведущим артистом Камерного театра Матвеем Пирушкиным, мучится совестью, рассказывает свою теорию, якобы дающую право сверхлюдям на преступление, и отвергает все попытки родных и друзей ему помочь.
Действо катится очень живо, как будто мчишься по необъятному роману на скоростном автомобиле — только успевай фиксировать смену пейзажей. Чтобы зритель не задремал, режиссер и актеры то и дело придумывают оживляющие моменты: на сцене обливаются водой, стреляют из пистолета, хлопают дверьми, бьют стены ногами и руками в нервных припадках (иначе Достоевского и не сыграешь) и лазают по двухэтажным декорациям.
Во время сцены убийства зал забывает, как дышать, на достижение этого эффекта направлено все — мечущийся свет, тревожная музыка, игра актеров.
— Мы долго думали и пробовали разные варианты этой сцены, — рассказала «Речи» актриса Ольга Бойко, исполняющая роль старухи-процентщицы. — Не хотели иллюстрировать или делать физиологично, но и не ставить этой сцены тоже нельзя. Искали баланс между физичностью и символичностью. Страшно ли самой это играть? Нет, все отработано, волнения нет. Сегодня дочь пришла посмотреть.
Вместе с тем сюжет читается довольно легко, даже зрителями, незнакомыми с романом. И идея о том, что думающий человек не может жить после совершенного убийства и падет под грузом своей совести, прослеживается четко. Школьные учителя будут рады: хорошее им подспорье в работе, а потому Раскольников поселился в Камерном надолго. Топор не затупится.
Сергей Виноградов