Книжную полку соберут сами читатели
Как известно, 2024-й — Год семьи. В связи с этим библиотека № 13 «Золотой ключик» (пр. Победы, 73) реализует проект. Собирает полку книг для читателей по рекомендациям известных в городе людей. «Речь» тоже пригласили. В чем секрет книжной полки?
Проект стартовал с 14 февраля, Дня книгодарения, и продлится до конца декабря 2024 года. Каждый месяц — новый гость. В общей сложности библиотеку посетят за 11 месяцев 11 гостей.
О книжных предпочтениях с ними беседует Юлия Кругликова, завбиблиотекой № 13. Интервью каждого становится частью общей рекомендации, с которой может ознакомиться любой читатель библиотеки на сайте учреждения.
Из всех предпочтений будет собрана специальная «Моя детская книжная полка». На нее поставят те книги, которые были рекомендованы к чтению гостями библиотеки. В каждой книжке на такой полке закладка. Прочел книгу — закладку оставил себе. Чем больше собрал, тем лучше. Победитель будет поощрен.
Итак, отвечаем на вопросы Юлии Викторовны.
Татьяна Александровна, читали ли вам книги в детстве — мама, папа, бабушка, дедушка? Было ли совместное семейное чтение?
— Такого не было, хотя книги в доме имелись всегда. Безусловно, родители заботились о нашем с сестрой воспитании. В то время многие взрослые работали от зари до зари. Детей особо никто не опекал. Мама была фельдшером, ее в любое время суток могли вызвать к больному. Мама — читающий человек, ее увлекала историческая литература. Папа трудился киномехаником. Сельская интеллигенция. Благодаря папе у нас был в доме фильмоскоп, пластинки, а старшая сестра училась играть на аккордеоне.
Какую книгу вы прочитали впервые?
— Букварь. Составлен просто: «Мама мыла раму». Но за этой простотой, как я сейчас понимаю, стоял огромный труд ученых. В букваре СССР есть все: элементы воспитания, педагогики, психологии. А какие чудесные картинки. Добрые. Мама вытирает посуду, дочка читает книжку. Мальчики мастерят модель самолета, дети собирают урожай с огорода. И на букве «э» был нарисован экскаватор, а не «эмо», как в букваре 90-х.
А как вы научились читать?
— В шесть лет, из зависти. Сестра, на два года старше, пошла в школу. Предмет моей зависти — ее форма, чернильница, банты, тетрадки, карандаши. И книги! Мне очень хотелось стать ученицей. В первый класс я не шла, летела. Наконец-то и я школьница. Школу окончила с отличным аттестатом.
Какие книги в детстве были вам ближе и почему?
— Их много. Аркадий Гайдар: «Чук и Гек» (0+), «Голубая чашка» (6+), «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (6+). Лев Толстой: «Филипок» (0+), «Три медведя» (0+), «Косточка» (6+). Владимир Маяковский: «Что такое хорошо и что такое плохо» (0+). А как можно не вспомнить Агнию Барто: «Лошадка» (0+), «Бычок» (0+), «Зайка» (0+), «Грузовик» (0+), «Мячик» (0+), «Мишка» (0+). Корней Чуковский: «Тараканище» (0+), «Муха-Цокотуха» (0+), «Мойдодыр» (0+),
«Федорино горе» (0+). Самуил Маршак: «Усатый-полосатый» (0+), «Вот какой рассеянный» (0+). Николай Носов: «Приключения Незнайки и его друзей» (6+). Я могу долго перечислять. А русские народные сказки: «Царевна-лягушка» (0+), «Кощей бессмертный» (0+), «Финист — Ясный сокол» (0+)! Меня они в детстве завораживали с первых слов: «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве…». В каждой сказке свой сакральный смысл.
Почему ближе? Да каждая такая книжка легко ложилась на душу, запоминалась, просто и понятно знакомила с окружающим миром. И главное, учила, что такое хорошо и что такое плохо.
Кто ваш любимый персонаж?
— В раннем детстве Мальчиш-Кибальчиш, который не выдал проклятым буржуинам военную тайну. А Мальчиш-Плохиш предал своих друзей и Родину за бочку варенья и корзину печенья. Актуально и сейчас!
А если взять годы постарше?
— Тимур из повести Гайдара «Тимур и его команда» (6+). Смелый, мужественный, умный, защитник. Как в такого не влюбиться? Мы все тогда жили по заповедям пионеров: честен, верен данному слову, дисциплинирован, трудолюбив, уважает старших, помогает младшим. Если убрать политическую составляющую, то ничего плохого я в этом не вижу. Нас учили созидать, строить. И посыл был простым, как в песне на стихи Роберта Рождественского: «Если не я, то кто же? Кто же, если не я?» (12+). Такие же законы царили во дворе, где мы водились и играли все вместе в возрасте от трех до шестнадцати. Каждый отвечал за каждого. И игры были разновозрастными. Помню, каким счастьем казалось, когда тебя шестилетнюю взяли в лапту «взрослые».
Татьяна Александровна, какому жанру вы отдавали предпочтение в подростковом возрасте?
— Приключениям. Авторы: Дюма, Даниэль Дефо, Жюль Верн, Джек Лондон, Марк Твен. Фантастике. «Человек-амфибия» (12+) Александра Беляева, «Солярис» (12+) Станислава Лема. «Час Быка» (12+), «Туманность Андромеды» (12+) Ивана Ефремова.
В школе я много читала художественной литературы о Великой Отечественной войне. Борис Васильев: «А зори здесь тихие…» (12+), Юрий Бондарев: «Горячий снег» (12+), Василь Быков: «Сотников» (12+), Фадеев «Молодая гвардия» (12+). Читала о подвигах пионеров.
Вы перечитываете книги? И какую читали в последний раз?
— Классику перечитываю. В последний раз «Братья Карамазовы» (16+) Федора Достоевского. До этого в больнице перечитала «Войну и мир» (16+) Льва Толстого. На книжной полке любимая мною «Мастер и Маргарита» (16+); наверное, не буду оригинальной. Как-то залпом перечитала романы Тургенева: «Дворянское гнездо» (12+), «Вешние воды» (12+), «Накануне» (12+), «Дым» (12+). Совершенно другое восприятие, нежели в школьные годы.
А в библиотеку ходите?
— Да, с удовольствием. В библиотеке беру детективы, женские романы и что-нибудь из классики перечитать. Дома книг теперь немного осталось, поскольку я понимаю, что редко буду доставать их с полки в связи с вечной нехваткой времени. Сейчас в квартирах уже редко встретишь книжные полки от пола до потолка. Это раньше за книгами гонялись, стояли в очередях к букинистам, передавали дефицитные из рук в руки. Покупали целыми собраниями сочинений. К слову, предпочитаю традиционные бумажные книги.
Считаете ли вы чтение важным для личностного роста?
— Да. Книга учит думать, анализировать, дает свободу выбора, формирует личность. Нечитающим человеком легче управлять. Думаю, ребенка можно приучить к чтению. Привить любовь к книге легче через интерес, одобрение, совместное обсуждение прочитанного.
Татьяна Ковачева